|
Сегодня, в период "автомобильного изобилия", старшее поколение советских людей
добрыми словами вспоминает лучшие народные автомобили "Жигули", которые на
протяжении долгих 20 лет были в крайнем дефиците и потому такими долгожданными
для их будущих владельцев.
Первые образцы опытно-промышленной партии ВАЗ-2101
были собраны 19 апреля 1970 г.
Приятно, что и сегодня на
АВТОВАЗе
сохраняют историю. И не просто сохраняют - перед нынешним юбилеем заводская
пресс-служба подготовила прекрасный пресс-кит, в котором есть довольно много
интересной информации для автолюбителей. В том числе записаны воспоминания
людей, которые строили завод, создавали, испытывали и производили "Жигули".
Вот как в интервью корпоративному изданию
"ВА-Волжский Автостроитель"
(номер от 17.04.2019 г.)
вспоминал дни сборки
первых образцов опытно-промышленной партии ВАЗ-2101
Евгений Артёмович Башинджагян,
в те дни первый технический директор
ВАЗа,
заместитель Министра автомобильной промышленности
СССР:
"- Действо рассматривалась как генрепетиция первого этапа планового
производства. До этого справились с "поплывшим" из-за линзы корпусом О2А
декантации воды, отказами толкающих конвейеров, со сгоревшим шкафом управления
установки электрофореза. Не говоря уже о "шероховатостях" вроде утери
сигнальных кнопок шкафов управления, снятых начальником цеха окраски для
сохранности, но исчезнувших за день до пуска первой линии: "привлекательные"
детали дальновидно приобрели с запасом. Проверили всё, включая и "мелочи": с
самого начала техпроцесс должен был быть незыблем. Но в середине марта СКП и
МСП по своей инициативе попытались собрать один автомобиль. Машина оказалась
просто "сложенной" и её немедленно разобрали. Это могло стать началом
недопустимого пренебрежения к технологической дисциплине, без которой не может
быть ни качества, ни эффективности, пагубного "Давай-давай!", что сейчас можно
наблюдать в отдельных отраслях. Однако тот "опыт" использовали для ещё одной
тщательной перепроверки готовности к сборке: даже разрубили кузов, чтобы
выяснить качество сварки.
В обходе до пуска конвейера застал в краскоприготовительном отделении
ответственного от французской фирмы
"Дрейсис"
Пюстока
и инженера
ФИАТа,
Ненчони,
полемизирующими. Спор шёл о цветах первых машин. Явно предполагались цвета
национальных флагов. Стала очевидна символичность предстоящего момента.
Последовала установка - красить два синих и четыре вишнево-красных кузова -
цветов российского флага.
Подвески шли через три-четыре. В сборке были заняты пять-семь инструкторов
ФИАТа
и 70-80 рабочих. Скорость конвейера - минимальная. Попытки обойти проектные
решения пресекались. На
ВАЗе
с первого дня действовала жесткая установка: до полного освоения проекта
рационализаторство запрещено.
В полночь вдоль конвейера прошёл
Поляков.
Около трёх часов ночи 19 апреля кузова подошли к установке по монтажу
колёс. Откинулись кронштейны подвески и машины встали на "ноги". Первую
"вывел" с конвейера инструктор
ФИАТа
Савоини,
вторую - начальник участка сборки
Сафонов.
После регулировки колёс и обкатки на стенде, автомобили подверглись форменному
органолептированию: люди сгрудились у них, пытаясь хотя бы прикоснуться. Затем
участникам события разрешили прокатиться. Машины носились по свободным
площадям второй и третьей очереди конвейера с включенными фарами, под рёв
клаксонов. Трека ещё не было. Опасное занятие прекратили. Автомобили
установили в ряд - смотрелись они великолепно. Паломничество началось с утра -
шли заводчане, монтажники, строители, военные... Так появился
первый ВАЗ,
который производился более тридцати лет и имел лишь одного
соперника-долгожителя -
"Жука"
"Фольксвагена".
Спустя полвека первенцы продолжают трудиться на дорогах отдалённых регионов и
даже на магистралях пресыщенных мегаполисов - эта машина стала воплощением
ожиданий всей страны."
Редакция
"Автокаталога"
поздравляет всех причастных с юбилеем! Надеемся, нынешним иностранным хозяевам
АВТОВАЗа
эта история будет как урок на будущее - автомобили надо делать хорошие, чтобы
даже спустя 50 лет люди о них говорили такие же тёплые слова, как и о
знаменитой "копейке"!
|
|
|