Свою официальную историю Акционерное общество "Конструкторское бюро
специального машиностроения" (АО "КБСМ") ведёт с 1945 г., когда Приказом
Наркомвооружения № 110 от 21 марта 1945 г. в соответствии с Постановлением
Государственного Комитета Обороны Союза ССР от 08.03.45 г. № 7739 8 марта 1945
г. было создано Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро
(МАЦКБ). С 1948 г. оно именуется Центральным конструкторским бюро № 34
(ЦКБ-34). Основателем и первым руководителем КБ стал известный учёный,
конструктор и организатор в области артиллерийских и ракетных систем
различного назначения
Илья Иванович Иванов.
Есть и "альтернативная" история, которая опубликована в
"Энциклопедии РВСН"
- согласно ей, история АО "КБСМ" начинается с
Центрального Артиллерийского Конструкторского бюро (ЦАКБ),
созданного в 1942 г. под руководством
В. Г. Грабина
(в г. Калининграде Московской области) и объединившего научный потенциал и
производительную базу
КБ завода "Баррикады",
КБ завода "Большевик",
КБ Ленинградского Металлического завода
и
КБ № 92.
Pаместителем начальника
ЦАКБ
был назначен
И. И. Иванов.
В 1944 г. был создан
Ленинградский филиал ЦАКБ,
который занимался проектированием всех видов морской артиллерии; его возглавил
И. И. Иванов.
Несмотря на различные трактовки истории, нет никаких сомнений в том, что
разработанные коллективом в 1945-1958 гг. и принятые на вооружение морские и
самоходные артустановки по своим тактико-техническим характеристикам
превосходили зарубежные образцы и длительное время находились в эксплуатации.
С 1954 г. коллектив переключается на создание сухопутных и морских,
стационарных и подвижных пусковых установок (ПУ) для различного класса ракет.
Постепенно предприятие полностью переходит к разработке ПУ для зенитных
комплексов и крылатых ракет.
Однако с конца 1950-х гг. главной задачей всего коллектива конструкторского
бюро стало создание боевых стартовых комплексов (БСК) для ракет
стратегического назначения.
С начала 1960-х гг. конструкторское бюро стало головным
научно-производственным предприятием по созданию оборудования
ракетно-космических комплексов стационарного и мобильного базирования для
основных родов войск Армии и Флота, а также пусковых установок наземных
стратегических, морских и зенитно-ракетных комплексов.
В 1966 г. предприятие переименовано в
"Конструкторское бюро средств механизации" (КБСМ). КБСМ состояло из
специализированных КБ, которые с 1974 г. были переименованы в "конструкторские
комплексы" (КК).
КК-1 занимался созданием и совершенствованием БСК для тяжёлых
межконтинентальных баллистических ракет (МБР) всех поколений, создаваемых в
КБ "Южное"
М. К. Янгеля.
КК-2 специализировался на создании стационарных и подвижных БСК для
твердотопливных ракет среднего класса, создаваемых в основном в
ОКБ-1,
которым до своей кончины в 1966 г. руководил
С. П. Королёв,
и
КБ "Арсенал"
под руководством Главного конструктора
П. А. Тюрина.
Коллектив КК-2 принял активное участие в создании БРК 15П096 стационарного
шахтного ракетного комплекса (РК) и 15П696 подвижного грунтового ракетного
комплекса (ПГРК). В конце 1970-х гг. КК-2 было переведено и на морскую
тематику, т.е. создание ПУ для подводных и надводных кораблей ВМФ.
Коллектив КК-3 начал свою деятельность с проектирования и создания ПУ, но
затем расширил диапазон своей деятельности и стал заниматься созданием
уникальных антенных установок (стационарных, передвижных и мобильных), а также
оптико-электронных станций и устройств. Эти установки активно используются как
в войсках, так и на космических кораблях многих поколений.
Коллектив КК-4, продолжая работы по созданию ПУ для ВМФ, ракетных комплексов
ПВО (С-200, С-300) и ПРО, с 1963 г. начал активно заниматься разработкой и
созданием стационарных и подвижных БСК для ракет, разрабатываемых в
КБ
М. К. Янгеля
(впоследствии
В. Ф. Уткина).
Это были шахтные ПУ СМ-СП-22, СМ-СП-24, СМ-СП-26, СМ-СП-7, СМ-СП-30 и др.
Учёные и конструкторы КК-4 работали над боевым железнодорожным ракетным
комплексом (БЖРК), который в 1989 г. был принят на вооружение.
Коллектив КК-5 занимался разработкой энергооборудования, а с 1984 г.
становится головным комплексом по разработке систем охраны и обороны
стационарных и подвижных БСК РВСН.
Коллектив КК-6 (расчётно-исследовательский комплекс) занимался выполнением
специальных расчетов по обоснованию проектов, новых научно-технических
направлений и др.
Коллектив КК-7 занимался созданием транспортных машин специального
назначения. Им были созданы транспортные машины и агрегаты для БРК различного
назначения, в т.ч. для обслуживания шахтных и подвижных РК (БЖРК, ПГРК).
С 1986 г.
КБ СМ
создаёт для РВСН автоматизированные системы охраны и обороны, которыми
комплектуются БСК.
В 1989 г.
"Конструкторское бюро средств механизации"
переименовано в
"Конструкторское бюро специального машиностроения" (КБ СМ).
При
КБ СМ
функционирует опытно-экспериментальное производство и испытательная станция с
уникалиными испытательными стендами. Всего коллективом КБ разработано и сдано
в эксплуатацию 14 БСК для РВСН, значительное количество других технических
систем и агрегатов.
После распада
СССР
"КБ СМ" стало Федеральным государственным унитарным предприятием, Это
многопрофильное оборонное предприятие решало широкий спектр научно-технических
задач по созданию и обеспечению РВСН, ВМФ, ПВО, ПРО, а также разных ведомств
страны вооружением и уникальными оптическими и радиотехническими системами для
космических исследований и связи.
В 2003 г. согласно Указу Президента РФ
КБ СМ
акционировано и вошло в ОАО Концерн ПВО "Алмаз-Антей".
В разные годы в
КБ СМ
трудилось свыше 16 тыс. учёных, конструкторов, инженеров, рабочих и служащих.
Среди них - три Героя Социалистического Труда, 7 лауреатов Ленинской премии,
72 лауреата Государственной премии
СССР
и
РФ,
20 Заслуженных конструкторов РФ. Многие сотрудники за вклад в развитие
ракетно-космических комплексов для РВСН, ВМФ, ПВО и ПРО награждены высокими
правительственными наградами
СССР
и
РФ.
За большой вклад в укрепление обороноспособности страны предприятие награждено
орденами Ленина (1947 г.), Трудового Красного Знамени (1969 г.), Октябрьской
революции (1976 г.).
Руководители
КБ СМ:
И. И. Иванов
(1944-1959 гг.),
А. М. Шахов
(1959-1974 гг.),
С. П. Ковалис
(1974-1987 гг.),
Н. А. Трофимов
(1987-2006 гг.),
В. Г. Долбенков
(с 2006 г. по настоящее время).
Использованы материалы:
1. Электронная книга
Привалов А. Г., Колесников Д. В., Шалавасов С. Н., Шпак Ю. А. "С кабинами увеличенного объёма: специальные колёсные шасси БАЗ-6910". - Москва, РИА РОССБИЗНЕС, 2012 г.
2.
Энциклопедия Ракетных войск стратегического назначения (электронная версия).
3. Сайт
кбсм.рф.
4. Биография И. И. Иванова.
|