|
НАМИ представил школьный автобус
21 декабря в НАМИ состоялся показ представителю Заказчика новой разработки -
школьного автобуса особо малого класса на шасси ГАЗовского "Валдая". Как
рассказывали разработчики автобуса, заказ на эту разработку поступил всего пару
месяцев назад и был успешно выполнен.
Известно, что в
России,
например, в Кургане, уже несколько лет производятся автобусы, на бортах которых
красуются надписи "Школьный". Но те машины побольше, то есть по классификации
они относятся к следующему - малому классу. Что интересно, в первые годы
производства курганских школьных автобусов возникали проблемы с постановкой их
на учёт в ГИБДД, так как в базовую конструкцию были внесены изменения, не
соответствующие ГОСТу (за основу автобусов модели КАвЗ-3976 "Школьный" был взят
длиннобазный КАвЗ-39765). Насколько нам известно, до сих пор ряд таких
несоответствий не устранён.
Почему потребовалась разработка школьного автобуса особо малого класса, это нам
осталось не совсем понятно. Логичнее было бы разработать модель на замену
выпускающихся автобусов КАвЗ и ПАЗ, которые сейчас массово поставляются в
школы. Однако заказ на новый автобус правительственный, а такое принимается к
немедленному исполнению без обсуждения - министерским чиновникам виднее. ;)
Поначалу задача разработать такую технику на 11 школьников плюс двух
сопровождающих и водителя может показаться простой. Бери обычную маршрутку на
базе "Газели", покрась её в характерный лимонный цвет - вот тебе и школьный
автобус. Но беда в том, что на школьные автобусы существуют жёсткие стандарты
(тот самый ГОСТ, который упомянут выше), и поэтому "Газель" в качестве шасси
никак не могла подойти. Достаточно сказать хотя бы о том, что для школьного
автобуса в ГОСТе предусмотрено довольно просторное багажное отделение, которое
в "Газель" просто не вписывается по габаритам. Вот тогда и пришлось взять в
качестве шасси более подходящий "Валдай".
Хотя в НАМИ прорабатывались разные варианты компоновки автобуса (например, с
несущим кузовом обтекаемой формы и большим лобовым стеклом), разработчики
остановились на рамной конструкции. Сжатые сроки разработки не позволили
сделать автобус с вагонной компоновкой, хотя наброски такого варианта в НАМИ
имеются. Но в целом получившийся образец смотрится неплохо, даже характерный
козырек - как на некоторых кэмперах - органично вписался как в экстерьер, так и
в интерьер. Причём, интерьер от этого только выиграл, так как открывается обзор
вперёд через стекло в выступе. А несколько выгнутые боковины делают машину даже
какой-то элегантной.
Особые требования к школьным автобусам предъявляются в области безопасности.
В "Школьном автобусе НАМИ" необходимые параметры заложены в конструкцию несущих
элементов кузова, которые совершенно не видны за вклеенными стёклами. Кстати,
все боковые стёкла являются одновременно запасными выходами, а все сиденья
оснащены ремнями безопасности. В качестве запасных выходов могут также быть
использованы люк в крыше и задняя дверь. Надо также отметить, что аптечка,
которая размещается в задней части салона, находится рядом с сиденьем одного из
сопровождающих. Рядом с водителем размещается место второго сопровождающего,
который может перейти в основной салон не покидая автобус.
Вообще, при конструировании автобуса пришлось решить целый ряд технических
проблем. Например, отопление. Эта система была полностью переделана, так как
штатная "Валдаевская" просто не могла справиться с обогревом салона такого
объёма. Пришлось сделать воздуховоды в салоне и немного изменить моторный
отсек.
В целом, автобус привлекает внимание и никого не должен оставить равнодушным.
Однако некоторые недостатки у него всё-таки есть, причём это не вина
разработчиков. У них при конструировании неоднократно возникали мысли о том,
что составители того самого ГОСТа буквально высасывали "из пальца" отдельные
пункты, совершенно не понимая зачем они нужны. Может, надо, словами Жванецкого,
в "консерватории" что-то поправить - вот тогда и недостаткам неоткуда будет
взяться. К чести НАМИ, все требования как Заказчика, так и ГОСТа удалось
выполнить. Теперь нам осталось дождаться решения о запуске этой разработки в
производство.
|
|
|