|
 |
|
 |
31 октября - 02 ноября 2007 г.
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО VOLVO
Эх, дороги...
"Если бы я не был пристегнут ремнем, то летал бы по кабине", -
рассказывал после прибытия во Владимир Валерий Жмуркин, водитель самосвала
Volvo FM. Да я и сам видел, как подпрыгивал его самосвал на неровностях дороги,
ведь наш седельник "Регион Профи" ехал замыкающим в колонне. Мы торопились и
гнали на пределе скорости, ограниченной лишь электроникой. Но наши дороги...
Эх, дороги...
В итоге вместо указанных в расписании Демо-Тура 217 километров намотали
значительно больше 300, хотя выбирали по атласу дорог самый короткий путь.
Дорога из Ярославля до Владимира идёт вовсе не по прямой, а ещё с советских
времён всем известно - мерять расстояние по нашим "ширпотребовским" картам
нельзя. Вот если бы на демонстрационных грузовиках были бы установлены
приёмники GPS или ГЛОНАСС плюс CD-ROM с картой местности... Впрочем, обо всем
по-порядку.
Очередной автопробег Volvo
С 22 августа по 4 сентября ЗАО "Вольво-Восток" провело Демо-Тур, и мне опять
посчастливилось отправиться в путь с грузовиками Volvo. На сей раз по самому
центру
России.
Очередной, уже 3-й Демо-Тур компания "Вольво-Восток" назвала "Серебряное кольцо
Volvo". Все города, которые проехал караван грузовиков, выстроились кольцом
вокруг Москвы - Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Калуга. Мне удалось
проехать с грузовиками лишь часть пути, от Твери до Владимира, с остановкой в
Ярославле. Главное - такие автопробеги позволяют по-подробнее познакомиться с
новейшими грузовиками Volvo в реальной, "боевой" обстановке.
|
|
|
|
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
В 2004 г. для Демо-Тура приоритет был отдан крупным городам-миллионникам в
Сибирском, Уральском, Южном и Приволжском Федеральных округах. В
демонстрационном пробеге участвовало по 4 грузовых автомобиля, среди которых
выделялся флагман Volvo - самый мощный в то время в Европе серийный седельный
тягач
Volvo FH16
4x2 мощностью 610 "кобыл". В полуприцеп, с которым в сцепке ехал этот тягач,
был по максимуму загружен балласт. Однако даже "матерые" дальнобойщики, сделав
пробную поездку, переспрашивали: "Автопоезд пустой?", на что им предлагали
заглянуть в кузов полуприцепа. Удивлению после пересчёта бетонных блоков не
было предела - настолько этот автопоезд легок в управлении, а низкий уровень
шума в кабине только усиливал ощущения.
Среди других автомобилей,
участвовавших в автопробеге, отмечу два грузовика "Зеленоградской" сборки -
седельный тягач Volvo FH12 4x2 с гордой надписью на кабине "Сделано в России" и
самосвал Volvo FM12 6x4. Весь выставочный инвентарь для "Дней Вольво"
поместился в фургон Volvo FL 4x2, который бессменно сопровождал караван. А
осенью в пробег вместо самосвала отправился для изучения спроса автомобиль
Volvo, бывший в эксплуатации, чтобы доказать - грузовики этой марки поистине
неубиваемые.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
В 2005 г. всё внимание специализированной прессы было привлечено к отдалённому
северному региону - Якутии, где журналисты смогли поучаствовать уже не в
демо-туре, а в реальном рейсе по доставке грузов, которые так нужны
алмазодобытчикам. Этот пробег был посвящён 50-летию алмазодобывающей отрасли
России.
В рейсе участвовали автомобили Volvo FH12 и Volvo FM12 первого и второго
поколений, причём некоторые из автомобилей испытали на себе наводнение 2001 г.
в городе Ленске. Что такое поездка по зимнику, может запросто испытать каждый
дальнобойщик даже в центре
России,
если конечно этот человек не в здравом уме. Для неполной остроты ощущений надо
всего лишь зимой на "под завязку" загруженном автопоезде свернуть с шоссе на
обычную просёлочную дорогу и так проехать хотя бы от Москвы до Питера, минуя
населённые пункты. А если учесть, что в Якутии морозы будут побольше (водка
замерзает), и расстояние, которое журналистам довелось проехать на грузовиках,
значительно превысило 1500 км... Далеко не все знают, что на большей части
территории Якутии других дорог зимой нет (а летом автомобильное сообщение
вообще отсутствует), но груз доставить надо во что бы то ни стало, несмотря ни
на какие "капризы" погоды и природы! И надёжные грузовики Volvo пришлись
местным транспортникам как нельзя кстати, полностью заменив КАМАЗы.
Если подвести итог, то последний Демо-Тур Вольво по счёту должен быть
четвёртым. Но рейс по якутскому зимнику назвать демонстрационным я не
могу.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Третий Демо-Тур Volvo
Итак, утром 23 августа отправляемся из Твери в Ярославль. Так как я родом из
Твери, проложить маршрут доверили мне, поэтому сажусь в головную машину Volvo
FH12 Black Russia. Мы пошли более длинным, проверенным путём - по бетонке через
Дмитров. Получалось больше по километражу, чем если ехать короткой дорогой, но
зато на всем пути вполне неплохое дорожное полотно. Об альтернативном, более
коротком пути тверские дальнобойщики мне ранее поведали много непечатных
выражений, поэтому излишне пройденные километры с лихвой оправдались. Впрочем,
мы никуда особенно в тот день не торопились - в Ярославле у нас целый день
должен оказаться в запасе.
Смею предположить, что в недалёком будущем все дальнобойщики будут воспринимать
как должное (как стандартное оборудование) наличие в машине полноценной
навигационной системы. Было бы очень удобно иметь перед глазами карту с
отметкой своего текущего положения на трассе. А если такая карта будет снабжена
дополнительной информацией, например о наличии автостоянок, о придорожных кафе,
о постах ДПС и весового контроля - ценность такой системы для российского
водителя возросла бы многократно. В Европе такие системы распространены давно,
теперь нелишне обратить взор и на
Россию,
тем более что на правительственном уровне приняты необходимые решения о
развитии российской навигационной системы - ГЛОНАСС.
В отличие от прошлых лет, в этом году в конце августа стояла 35-градусная жара.
Однако климат-контроль в "Черном Русском" работал выше всяких похвал -
открываешь дверь, чтобы выйти из кабины, и сразу попадаешь в настоящую парилку.
Так что быстрее обратно, в освежающую прохладу! За климат-контроль и за
подрессоренное (на пневмоподвеске) сиденье пассажира отдельная благодарность
сотрудникам компании "Вольво-Восток", которые готовили спецификацию.
Но пора подробно рассказать о грузовиках, которые участвовали в пробеге этого
года. Первым в колонне ехал седельный тягач Volvo FH12 Black Russia с
полуприцепом Schmitz, за ним фургон на шасси Volvo FL, следом самосвал Volvo
FM, замыкал колонну Volvo FM "Регион Профи".
|
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Некоторые из этих машины были ранее показаны на выставках, например, на
последнем "Комтрансе-2007". Жаль только, что с кабин ободрали цветную пленку с
картинами природы - демо машины от этого несколько проиграли. Хотя
разрисованные полуприцеп Schmitz Cargobull и фургон Volvo FL и так привлекали
внимание, на мой взгляд эффект можно было бы дополнительно усилить, если на
"морде" грузовиков был бы какой-нибудь текст или рисунок. В отличие от
некоторых фирм-конкурентов, компания
Volvo Trucks
оставила на передке
Volvo FH
достаточно места, чтобы автоперевозчики могли разместить свои фирменные знаки и
надписи, а в колонне Демо-Тура тягач Volvo FH12 Black Russia шёл первым.
Пустячок, а было бы приятно!
Из Ярославля во Владимир я еду на замыкающей машине Volvo FM "Регион Профи".
Странно, но шум двигателя в кабине несколько меньше чем в "Черном русском",
хотя я ожидал иное. В модели Volvo FH двигатель большего объёма (12,8 литров)
мощностью 400 л.с., а в Volvo FM "Регион Профи" - "всего" 9,4 л. мощностью 380
л.с., да и защитный кожух двигателя "выпирает" значительно больше, так как
кабина Volvo FM ниже (кстати, в Volvo FH16 610 л.с. шум в кабине был ещё
меньше). В остальном "Регион Профи" - это привычный Volvo FM, только с высокой
кабиной Globetrotter.
Мы едем с практически пустым полуприцепом, тем самым, который путешествовал с
нами ещё в 2004 г. Этот полуприцеп изрядно старый (1970-х гг.), одноосный, без
каких-либо ABS и прочих систем активной безопасности. Кроме того, у него
рессорная подвеска и он "прыгает" на ухабах. Такая одноосная "телега" не
характерна для нынешних региональных перевозок.
Весьма неплохая магнитола на значительном удалении, даже во Владимирской
области, ловила ярославские радиостанции. Но не совсем понятно вот что: в
кабине установлено лишь два динамика за передней панелью, хотя место ещё под
пару зарезервировано в дверях, и туда даже выведены провода. Это что, опция для
меломанов? Или дешевле выпускать одну деталь для облицовки двери, чем две
разных?
Климат-контроль в кабине "Регион Профи" не предусмотрен спецификацией, есть
лишь кондиционер. Но в тот день, 26 августа, жары уже не было, поэтому комфорт
вполне приемлемый, если не считать жесткую "табуретку" пассажира. На мой
взгляд, если для Volvo FM "Регион" такое пассажирское сиденье вполне уместно,
то для "Регион Профи" можно было бы сиденье подрессорить, так как
предполагается, что в рейс водитель отправляется со сменщиком, на что указывает
наличие второго "спальника".
Но самое главное - к машинам, которые участвовали в Демо-Туре, с точки зрения
надёжности - нареканий не было, несмотря на плохие дороги. Здесь нужно учесть
специфику автопробега. Если оба седельных тягача изначально предназначены для
перевозок грузов по шоссейным дорогам на большие расстояния, то самосвал и
фургон должны эксплуатироваться в совершенно иных условиях, нежели
соревноваться на автострадах в скорости с седельными тягачами, хотя и это им
под силу. Рессорная подвеска самосвала больше годится для работы на
строительных площадках или в карьерах, а фургон на шасси Volvo FL - это в
первую очередь развозная машина, которую используют в основном в городах для
доставки грузов на небольшие расстояния и с частыми остановками для
погрузки/разгрузки. Поэтому фургон оснащён подъёмным задним бортом, что,
кстати, очень помогало при погрузке выставочного реквизита.
|
|
|
|
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Дни Вольво
Первый "День Вольво в России" состоялся ещё в 1995 г. Но в
ежегодную традицию праздники оформились пять лет назад, когда на
Дмитровском автополигоне
прошли "Дни Вольво", в ходе которых публике были представлены грузовые
автомобили
Volvo FH
и
Volvo FM
нового поколения. С тех пор проведение "Дней Вольво" стало ежегодной
традицией.
В 2003 г. летом под Санкт-Петербургом, на аэродроме Ржевка
состоялся очередной "День Вольво", в ходе которого компания
Volvo Trucks
отпраздновала юбилей - 30 лет с момента первой поставки грузовых автомобилей в
СССР.
Помимо грузовой техники, клиенты смогли подробно ознакомиться и со строительной
техникой Volvo.
Летом и осенью 2004 г. в рамках проводившихся Демо-Туров в
Сибирь, на Урал и на Юг
России
"Вольво-Восток" провела целую серию праздников. Мне особенно запомнилось, как
менеджеры Volvo учтиво реагировали на просьбы клиентов показать технику не
только во время пробных поездок, но и в реальных условиях. Неоднократно
самосвал Volvo FM12 доказывал своё превосходство в карьерах и шахтах, и
результат не замедлил сказаться - немедленно были заключены крупные контракты
на поставку этих машин.
В сентябре 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялся новый праздник,
в ходе которого был открыт собственный технический центр Вольво в Шушарах,
крупнейший в Европе. Публика увидела не только презентацию нового семейства
грузовиков
Volvo FH
и
Volvo FM,
но и шоу
Volvo Construction Equipment.
А через год там же проведён семейный праздник Вольво, который заложил новую
традицию - развлечения для детей в "стиле Вольво".
В этом году компания
AB Volvo
отмечает 80-летний юбилей, поэтому "Дни Вольво" также посвящены этой круглой
дате.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Итак, теперь шведы обратили пристальное внимание на регионы и города с
небольшим населением - по российским меркам. В каждом городе "серебряного
кольца" проводился праздник "День Вольво", и среди гостей, посетивших
праздники, было немало руководителей автотранспортных предприятий, а также
водителей, имеющих грузовики в частной собственности. Поэтому сотрудники
компании "Вольво-Восток" очень скурпулезно подбирали спецификации грузовых
автомобилей для участия в празднике, учитывая ряд требований, среди которых
такие:
- автомобиль должен быть востребован для выполнения текущих транспортных
операций;
- автомобиль должен содержать, помимо стандартных, наиболее часто
заказываемые дополнительные опции;
- автомобиль должен быть доступен по цене.
Иными словами, сейчас не время удивлять народ сверхмощной и "навороченной"
сверх всякой меры техникой. Главное - чтобы на грузовиках автоперевозчики могли
зарабатывать реальные деньги. По-моему, те машины, которые были представлены
публике, отвечают указанным требованиям, кроме
Volvo FL,
которая отвечает требованиям EURO-4 (хотя менеджеры ЗАО "Вольво Восток" в ходе
переговоров предлагали заказчикам автомобили Volvo FL с двигателями
преимущественно EURO-3). Клиентам показали серийные машины, на которые
представители "Вольво-Восток" принимали заказы.
Я не знаю, просил ли кто-то из клиентов включить в качестве дополнительной
опции навигационную систему, которой нам так не хватало в дороге. Также, на мой
взгляд, на
Volvo FM "Регион Профи"
было бы полезно иметь круиз-контроль. Смею предположить - если заказов на
какое-либо оснащение, не включенное в стандартную спецификацию, было набрано
достаточное количество, то в следующий Демо-Тур машины пойдут уже в иной, более
богатой комплектации. Или, как вариант - "Вольво-Восток" разработает совершенно
новые выгодные предложения. Был бы только спрос! Для такого изучения рынка и
отправилась весьма представительная делегация менеджеров по продажам в поездку.
Я бы со своей стороны предложил на российском рынке ещё одну стандартную
спецификацию для клиентов "побогаче" - тот же грузовик, что и "Черный Русский",
но с двигателем увеличенной мощности. В холмистой местности это явно не
помешает. А вот зачем в "Черном Русском" 6 акустических систем, из которых пара
в нишах над нижней спальной полкой, ещё пара в дверях, мне не совсем понятно.
Хотя, если это всё стоит не очень больших денег...
Однако это все мои личные впечатления. Руководителям же автотранспортных
предприятий важнее иметь в эксплуатации автомобили, которые при минимальной
стоимости (как стоимости приобретения, так и эксплуатации) будут выполнять
необходимые транспортные операции. А здесь сегодня очень велика конкуренция. За
последние два-три года на российском рынке произошли коренные перемены. Если
ещё в 2004 г. во время Демо-Тура Вольво по Сибири и Уралу многие
автоперевозчики хотели, например, купить демонстрационный Volvo FH12 за
наличные деньги немедленно, а представители Вольво рекомендовали взять
новенький тягач с завода в подмосковном Зеленограде, причём водители самой
компании "Вольво-Восток" готовы были пригнать машину примерно за пару недель,
то теперь,
по словам
Генерального директора "Вольво Восток" Ларса Корнелиуссона, срок поставки
грузовиков с российского предприятия составляет полгода, а из-за рубежа ещё
больше. Как неофициально рассказывают сотрудники завода, заказов так много, что
клиенты выстраиваются в длинную очередь. Выходит, "распробовали" транспортники
грузовики отечественной сборки и теперь уже никого не приходится убеждать в
высоком качестве зеленоградских грузовиков? Не потому ли все без исключения
машины, участвовавшие в последнем Демо-Туре, были ввезены в
Россию
из-за рубежа? На мой взгляд, как говорил в известном кинофильме Граф Колиостро,
"один надо было зарядить"... Правда, очень скоро все новые грузовики Volvo на
российском рынке будут отечественного производства, но об этом чуть ниже.
Параллельно с сотрудниками компании "Вольво-Восток" я проводил свой собственный
опрос транспортников. Многие жаловались на то, что тягачи на тест-драйве во
время праздника были без полуприцепов. Также выяснилось, что 4 варианта
грузовиков, которые были представлены для тест-драйва, - это маловато. Большой
интерес к фургонам на шасси
Volvo FM
с колёсной формулой 6x2, к машинам Volvo FE, к шасси для установки различных
специализированных кузовов. Я не знаю, будет ли в дальнейшем этот интерес
подкреплен реальными контрактами. Скорее всего да, потому что примерно через
полтора года в Калуге должен заработать новый завод, и сроки поставки должны
сильно сократиться.
Что касается грузовиков российской сборки, то здесь компании
Volvo Trucks
нужно сломать ещё один устоявшийся стереотип. Как говорят многие
автоперевозчики, послепродажная стоимость грузовиков зеленоградской сборки
ниже, чем техники ввезенной из Европы. Для того, чтобы сделать какие-либо
выводы, этот вопрос требует дополнительного исследования...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Поле, русское поле...
"День Вольво" в Калуге сильно отличался от всех остальных. Именно этот город в
недалёком будущем станет самым важным в бизнесе компании "Вольво-Восток" в
России.
В апреле этого года было официально объявлено о строительстве в
России
завода по сборке тяжёлых грузовиков, местом новой стройки является Калуга. 4
сентября представители прессы смогли не только задать вопросы представителям
компании "Вольво-Восток" и руководителям Калужской области и города Калуги, но
и посмотреть место, где поднимутся корпуса нового предприятия.
В своём приветствии Генеральный директор "Вольво Восток" Ларс Корнелиуссон
отметил: "Отличное геoграфическое положение, стремительно развивающаяся
инфраструктура делают Калужский регион одним из самых привлекательных для
инвестиций и строительства промышленных предприятий. Именно поэтому концерн
Volvo выбрал этот город для строительства завода грузовых автомобилей, общая
сумма инвестиций в который составит порядка 100 млн. Евро. Неоценимую поддержку
в реализации проекта оказывает администрация города Калуги и Калужской
области".
В ответных речах Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и и.о.
Городского Головы г. Калуги Николай Любимов выразили готовность оказывать
необходимую помощь концерну Volvo, в том числе в рамках развития инфраструктуры
промзоны.
Но за этими словами сторон, похоже, скрываются более значительные
договоренности. На мой вопрос о том, какая реакция последует от городских
властей, если другие зарубежные производители тяжёлых грузовиков захотят
разместить свои производства в Калуге, и.о. Городского Головы г. Калуги Николай
Любимов ответил буквально следующее: "Вольво предоставлено право первой ночи".
Ну что же, в принципе так и должно быть - тот, кто приходит с инвестициями
первый, получает преимущество.
Журналистам была предоставлена возможность осмотреть территорию индустриального
парка "Калуга-Юг", где из 136 га, предусмотренных для развития промзоны, 40 га
займет завод по производству грузовых автомобилей Volvo и Renault.
Представители федеральных специализированных СМИ познакомились с руководителем
проекта строительства завода Volvo в Калуге Йенсом Холтингером, который ответил
на интересующие их вопросы. В частности, об общей площади землеотвода г-н
Холтингер назвал цифру 55 га, проговорившись, что 15 га будут задействованы под
нужды
Volvo Construction Equipment.
|
|
|
|
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Итак, уже можно с уверенностью сказать: примерно через два-три года все
грузовики Volvo, поставляемые производителем на российский рынок, будут
российской сборки. Хотя я могу в этом прогнозе ошибиться - вдруг российский
рынок будет расти настолько стремительно, что и этого количества не хватит? ;)
Как реально будут сосуществовать производства автомобилей Volvo и Renault, я
так и не понял. С одной стороны, эти автомобили стараются максимально
унифицировать. Например, на грузовиках Volvo FL и FE стоят кабины Renault, а на
Renault Premium устанавливаются многие компоненты от Volvo FH/FM. Есть данные,
что в приказном порядке штаб-квартира Volvo в Гётеборге диктует Рено условия по
разработке двигателей и т.д. Но это их "внутренняя кухня" - хозяин-то у обоих
компаний один, а тут, как говорится, хозяин - барин. Но тогда как понимать
слова представителей компании
Volvo Trucks
о том, что производства грузовиков Volvo и Renault на новом заводе будут
разделены чуть ли не глухой стеной?
Однако размеры поля впечатляют. Кстати, все коммуникации фактически уже
проложены, они идут вдоль автодороги, нужно сделать лишь ответвления. Земля
выведена из сельскохозяйственного назначения, колышки землеотвода вбиты, можно
начинать стройку.
Торжественная закладка первого камня в фундамент нового
предприятия состоялась 15 октября этого года, об этом событии "Автомобильный
каталог" www.autocatalogue.ru планирует рассказать более подробно.
Промзона находится на значительном удалении от жилых микрорайонов города, но
это не смущает администрацию будущего завода. По договоренности с местными
властями, после капитального ремонта моста через Оку по нему будут проложены
маршруты троллейбусов и автобусов.
Ведутся переговоры и с поставщиками комплектующих. На соседнем участке
голландская компания Bosal скоро также приступит к строительству завода (на
этом предприятии будут производиться компоненты выхлопных систем легковых
автомобилей для завода компании
Volkswagen,
который также строится в Калуге). Компания
Volvo Trucks
предполагает провести переговоры в том числе с фирмой
Bosal
о сотрудничестве. Я бы поступил точно также - с соседями нужно поддерживать
дружеские отношения. А там и другие производители автокомпонентов подтянутся...
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Дети - наше будущее
На все последние праздники компания "Вольво-Восток" приглашает гостей вместе с
семьями. Это не случайно. Благоприятный имидж положительно сказывается и на
работе, и на воспитании подрастающего поколения. Именно в детском возрасте
формируется положительное отношение к технике, и Volvo стремится заложить свои
лучшие ценности в души тех, кому через много лет вершить судьбу страны. Поэтому
для детей были придуманы различные аттракционы и конкурсы.
Веселый клоун в образе Карлсона ни одного ребенка не оставил без присмотра.
Если клоун видел детей без надувных шариков с символикой
Volvo Trucks,
он немедленно делал им подарок и вовлекал в игру. Потешные бои на надувном
батуте, фотографирование на фоне смешных тантамаресок, "кривой" велосипед,
управление по радио игрушечным автопоездом Volvo FH16, игры в футбол и
баскетбол, конкурс детского рисунка - это далеко не полный перечень развлечений
для детей, которые приготовила компания "Вольво-Восток". Но лучше всего и для
мальчишек, и для девчёнок - это посидеть в настоящем грузовике Volvo, чтобы
ощутить себя настоящими дальнобойщиками. Может быть кто-то из них в будущем,
как и их родители, тоже выберет работу автотранспортника, и потом будут
вспоминать, что на такой выбор большое влияние оказал тот самый "День Вольво" в
их родном городе!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
|
|
|
|
 |
|