|
"Король Земли" осваивается в
России
Бурное развитие
России,
большие планы по развитию инфраструктуры, новые грандиозные стройки не
оставляют безучастными крупнейших мировых производителей строительной техники.
Некоторые из них уже давно присутствуют на российском рынке, другие пришли
совсем недавно. Среди новичков на российском рынке - американская компания
Terex Corporation.
Лишь в этом году, 21-22 мая,
Terex Corporation
в подмосковном яхт-клубе "Водник" впервые в
России
провела "Демо-Дни TEREX 2008".
Представители многочисленных российских фирм, много лет эксплуатирующих технику
Terex, воскликнут: "Почему же
Terex
- новичок на нашем рынке?", и будут одновременно правы и неправы. Чтобы
разобраться в этом вопросе, заглянем в историю фирмы
Terex Corporation.
Как рассказал на презентации Президент
Terex Corporation
в России и СНГ
Джозеф Крайдер (Joseph Krider),
название TEREX возникло от латинских Terra (земля) и Rex (король), что в сумме
можно истолковать как "Король Земли". Даже рядом с названием компании в
прямоугольнике можно увидеть очертания короны. Так ли думали владельцы бизнеса
в момент создания торговой марки или это выдаётся ныне за красивый
маркетинговый ход, история умалчивает, хотя логотип остаётся практически
неизменным уже несколько десятилетий. Само название TEREX возникло примерно в
1957 г., когда американский автомобильный концерн
General Motors
(далее
GM)
переименовал одно из подразделений принадлежавшей ему фирмы
Euclid,
а именно Euclid Crane, в
Terex.
Ранее, в 1953 г., концерн
GM
купил компанию
Euclid,
которая на тот момент была крупнейшим в
США
производителем карьерных самосвалов, занимая более половины всего
североамериканского рынка. Этот факт не оставили без внимания антимонопольные
органы
США;
они заставили
GM
продать компанию
Euclid,
что было сделано в 1968 г. Основной бизнес
Euclid
был продан известному в то время производителю тяжёлых грузовиков
White Motor Corporation,
а самой
GM
на териитории
США
запрещалось производство такой техники в кооперации с компанией White. Но
GM
удалось сохранить часть бизнеса по производству гусеничной техники, погрузчиков
и скреперов, которые были реорганизованы в дивизион землеройной техники (Earth
Moving Equipment Division), из которого собственно и был сформирован бренд
Terex. Были также сохранены заводы в
Канаде
и в
Великобритании,
поэтому производство внедорожных тяжёлых самосвалов полностью остановлено не
было, сменилась лишь марка. Впрочем, сам модельный ряд остался таким же, как и
у компании Euclid. А через некоторое время производство карьерных самосвалов
Terex возобновилось и в
США.
К сожалению, на официальных сайтах корпорации
Terex,
как на российском
www.terexrus.ru,
так и на мировом
www.terex.com,
этой исторической информации нет. Нет там ничего о том, как 1 января 1981 г.
само подразделение Терекс (Terex Division) концерном
GM
было "с потрохами" продано западногерманской компании
IBH Holding AG,
как нет никаких данных про деятельность фирмы
Terex
в период с 1981 до середины 1990-х годов. Как бы то ни было, сегодня
Terex Corporation
числится американской. Во второй половине 1990-х и в нынешнем веке корпорация
Terex
бурно участвует в мировых процессах слияний и поглощений, то есть процесс
Глобализации запущен на "полную катушку". Достаточно посмотреть на хронологию:
1995:
Terex
приобретает PPM Cranes, производителя кранов.
1996:
Terex
поглощает Clark Material Handling.
1997:
Terex
приобретает Simon-RO и Telelect. В этот же год приобретена компания
BPI Handlers
в Барага, штат Мичиган.
1998:
Terex
расширяет свою долю производства техники и оборудования для горнодобывающей
отрасли с приобретением
Payhauler
и
O&K Mining.
Производство кранов растёт за счёт приобретения компаний
American Crane,
TerexLift,
Peiner
и
Gru Comedil.
1999:
Terex
создаёт подразделение Light Construction путём приобретения
Amida,
Benford and Bartell
и становится лидером в сфере производства дробильно-сортировочного оборудования
в результате приобретения
Cedarapids, Re-Tech, Powerscreen, BL Pegson и Finlay. В корпорацию
Терекс
в этом году включены производители кранов Franna, Princeton и Kooi.
2000:
Terex
входит в сегмент производства малого погрузочного транспорта путём приобретения
Fermec, производителя экскаваторов-погрузчиков. Сектор лёгкой строительной
техники (средств малой механизации) расширился с приобретением
Coleman Engineering. Корпорация Terex продаёт Moffett, Princeton и
Kooi.
2001:
Terex
продолжает развивать сегмент дорожного строительства путём приобретения
Jaques, CMI, Bid-Well и Load King. В этом же году произошло поглощение
Atlas.
2002: Ряд приобретений усиливает лидирующую позицию
Terex
в соответствующих направлениях.
Demag
производит краны под маркой Terex и выводит
корпорацию
в лидеры на рынке производства кранов. Genie является ведущим производителем
высотных платформ. Поглощение немецких производителей
Schaeff
и
Fuchs
усилило позиции
Terex
на рынке малого строительного оборудования.
Advance Mixer
позволяет
Terex
войти в сегмент производства автобетоносмесителей. Наконец, с приобретением
Pacific Utility
и
EPAC
корпорация
Terex
становится поставщиком оборудования для энергосистем.
2003:
Terex
приобретает контрольный пакет
TATRA,
производителя дорожных (сельскохозяйственных, строительных и универсальных) и
внедорожных (карьерных) грузовых автомобилей большой грузоподъёмности для
коммерческих и военных целей.
Корпорация
продолжает расширять номенклатуру оборудования для энергосистем путём
приобретения
Commercial Body
и
Combatel.
2004:
Terex
приобретает
Noble CE,
известную сейчас как
Terex Mexico,
выпускающую карьерные автомобильные самосвалы повышенной грузоподъёмности для
планировки земляных поверхностей и запчасти для других предприятий
Terex.
Terex
также приобретает
Reedrill,
производителя бурового оборудования для бурения с поверхности, использующегося
на предприятиях горнодобывающей, строительной и коммунальной отрасли.
Многие названия очень знакомы, не так ли? Но и это ещё далеко не все. Цитата с
российского сайта:
"Terex
- это франчайзинговая торговая марка. В рамках фрайчанзингового соглашения
многие торговые марки компаний-франчайзи преобразуются в марку Terex. В
некоторых случаях в течение переходного периода времени при маркировке
продукции торговая марка компании-франчайзи может сочетаться с маркой Terex. В
настоящий момент продукция выпускается преимущественно под маркой Terex, а
также под следующими марками компаний-франчайзи (в некоторых случаях продукция
может обозначаться торговой маркой франчайзи и маркой Terex): Advance,
American, American Truck Company, Amida, ATC, Atlas, Bartell, Bendini, Benford,
Bid-Well, Canica, Cedarapids, CMI, CMI-Cifali, CMI Johnson-Ross, Comedil,
Demag, ELJay, Fermec, Finlay, Franna, Fuchs, Genie, Hi-Ranger, Jaques,
Load King, Morrison, O&K, Pegson, Peiner, Powerscreen, PPM, Reedrill, Schaeff,
Simplicity, Standard Havens, Tatra, Telelect, TerexLift и Unit Rig".
Ещё в
СССР
были представлены и краны Demag (тогда принадлежали компании Mannesmann), и
экскаваторы Atlas, и горнодобывающая техника O&K (Orenstein & Koppel), и многие
другие марки оборудования, ныне входящие в
Terex.
Хорошо у нас известны грузовики
Tatra,
хотя в 2006 г.
Terex
продала пакет этого чешского автопроизводителя, так и не выжав из него всех
соков (собственно
Tatra
была приобретена ради одной сделки - поставки военного оборудования в
Израиль).
Но почему же тогда
Terex
- новичок на российском рынке? Дело в том, что в 1990-х большинство
отечественных предприятий либо обанкротились, либо сильно ограничили свою
деятельность - вся страна переживала тяжёлые времена, да ещё кризис 1998 г.
добавил бед. Поэтому зарубежные компании с годовым оборотом в сотни миллионов и
миллиарды американских долларов не очень жаловали к нам. Сейчас ситуация в
корне изменилась, все стремятся к разделу пирога. Тут кто будет расторопней,
тот и отхватит самый лакомый кусок.
В нынешнем веке первые попытки выхода на российский рынок предпринимала скорее
не сама
Terex,
а компании, которые попали под её влияние. Так, первые публикации и реклама с
логотипом "Terex" в специализированных российских изданиях появились примерно в
2002-2003 гг., но это были всё-таки ещё официальные дилеры отдельных
подразделений
Terex;
примерно тогда же возобновились поставки оборудования. Лишь в последние
полтора-два года
компания
сама вышла на наш рынок, стала принимать активное участие в выставках. А в
прошлом году была зарегистрирована российская "дочка" Terex Rus.
Проведение Демо-Дней TEREX 2008 свидетельствует о том, что янки обратили очень
серьёзное внимание на
Россию.
Президент
Terex Construction
Боб Айсман (Bob Isaman) в своём видеообращении
сказал: "Я всегда видел огромный потенциал в
России
и
СНГ,
поскольку Вы продолжаете строить и восстанавливать инфраструктуру. Именно эти
инициативы побудили к созданию компании Terex Rus и направления инвестиций на
рынок
России.
Вы видите, что мы верим в местный строительный бизнес. Работая рука об руку с
Вами - в вашем регионе - мы сможем лучше понять ваши проблемы и содействовать
вашему успеху.
Это значительная перемена для нашей организации, организационная структура
которой до нынешнего года определялась выпускаемой продукцией. Сегодня мы
поворачиваемся лицом к Вам, нашим клиентам, и в соответствии с этой
ориентировкой изменяем организационную структуру по всему миру... Благодаря
столь надёжной организации и качеству выпускаемой продукции компания Terex
Construction может предложить
России
и
СНГ
очень многое. Будучи ведущим мировым производителем землеройно-транспортных
машин, мы понимаем задачи, с которыми Вам приходится сталкиваться, - от
строительства дорог и иных крупных строительных проектов до более мелких работ,
таких как содержание дорог и строительство зданий и сооружений. Вне зависимости
от целей земляных работ, предоставление полезной техники, максимизация
окупаемости инвестиций и минимизация эксплуатационных затрат - не просто цель
для компании Terex. Это наша миссия, выполняемая с энтузиазмом. Terex поможет
выполнить любую работу, крупную или мелкую, быстро, эффективно и с невысокими
затратами".
А Президент
Terex Corporation
в России и СНГ
Джозеф Крайдер
во время презентации, показав точки присутствия на различных континентах,
сказал более чем конкретно - компания стремится присутствовать везде, где ещё
нет её офисов и филиалов (сейчас бизнес сосредоточен в основном в Северной
Америке и в Евросоюзе).
Россия
на схеме выглядела сплошным белым пятном. Г-н
Крайдер
даже предвосхитил вопрос о строительстве завода в нашей стране, однако
подробностей не рассказал, ограничившись лишь фразой о том, что у компании есть
интерес в этом направлении. Не мудрено - ближайшие конкуренты -
Caterpiller,
Komatsu,
Volvo Construction Equipment
и др. уже вовсю обосновались здесь и либо уже построили заводы, либо строят их,
либо серьёзно заявили о таких планах, подписав необходимые соглашения и
заручившись поддержкой как федеральных, так и местных властей. Но ложка ведь
хороша к обеду, не так ли? Если сейчас начать заниматься заводом, то пройдёт
минимум года три, пока его построят. Сами корпуса цехов можно возвести очень
быстро, но решить массу сопутствующих вопросов в нашей стране быстро вряд ли
получится... Да и отечественные компании не будут сидеть сложа руки - наша
промышленность развивается в полном соответствии с законами рынка, и вряд ли
россияне без боя отдадут свои позиции - мы, того глядишь, скоро будем бить
иноземцев их же методами, и в дополнение - не только в
России,
но и на их территории!
Кстати - было бы любопытно взглянуть на статистику поставок оборудования Terex
в
Россию.
К сожалению, никаких официальных данных обнаружить не удалось...
Что здесь может противопоставить компания
Terex?
В первую очередь представить технику, которая ещё пока в
России
не выпускается, а такой очень много. Но если честно, то подобными шоу, которое
было проведено в мае, можно было удивить народ лет эдак пять назад. Сейчас даже
отечественные заводы освоили сей маркетинговый приём в полном объёме - то есть
россиянам это уже не в диковинку. Кстати, всех возможностей техники, например,
тех же сочленённых самосвалов Terex, во время демо-показа продемонстрировано не
было - песочка, ну хотя бы пару полных ковшей экскаватора, в кузов можно было
кинуть, не говоря уже о том, чтобы показать как складывается сочленённая рама,
сколько степеней свободы у кузова! Скрасил показ разве что "танец" погрузчика с
обратной лопатой - но здесь больше постарался сам оператор погрузчика. А самых
интересных "изюминок" Terex показано не было. Да, это чрезвычайно затратно
показывать уникальную технику, но зато эффект - поразительный! Ведь компания
Terex
во всём мире известна тем, что в середине 1970-х изготовила самый большой в
мире самосвал Terex Titan, а её краны Demag могут поднимать за один раз более
3800 тонн! Привезли бы сюда огромный карьерный самосвал Unit Rig
грузоподъёмностью 360 тонн - и успех шоу был бы сразу обеспечен! Но обычно на
такие показные мероприятия привозят технику, которая уже заказана и даже
оплачена, да и развернуться огромному самосвалу в Подмосковье просто негде...
Итого всего было показано чуть более 20 единиц техники Terex Construction и
Genie, дочерней компании
Terex Corporation,
что явно недостаточно. Впрочем, строительная техника Terex - это то, с чего
фирма начинала, не так ли? Однако, весьма интересно было бы посмотреть на всю
эту технику в реальных, как говорят "боевых" условиях, поговорить с теми, кто
её эксплуатирует...
Положительным эффектом от проведения Демо-Дней TEREX 2008 можно считать то, что
заказчики, а Демо-Дни посетило более 400 представителей дилеров, клиентов и
партнёров, могли познакомиться с сотрудниками
Terex Corporation,
узнать подробности о поставке техники, о сервисном обслуживании, о снабжении
запчастями. Объявлено о том, что в планах строительство большого склада
запчастей. Были также проведены семинары, на которых дилеры
Terex
рассказали о своих планах и возможностях. Сегодня техника различных
производителей по своим техническим характеристикам не сильно отличается, но
чрезвычайно важны условия поставки, выполнение договорных обязательств со
стороны поставщика касательно заявленных спецификаций, надежная работа техники
в суровом российском климате. Пожалуй, в этом может быть самая сильная сторона
компании
Terex,
ну не просто же так десятки именитых производителей строительной и иной
специальной техники сменили не только фирменную раскраску машин и оборудования,
но даже свой бренд на бренд Terex!
|
|
|