|
Работы по шасси
БАЗ-8029
начались ещё в декабре 2005 г., когда было заключено соглашение о
сотрудничестве между
"КАМАЗом"
и
"Независимой ассоциацией машиностроителей" НАМС
(сегодня в
"НАМС"
входят
ОАО "Автокран",
Брянский автомобильный завод,
ЗАО "Газпром-кран",
ОАО "РАСКАТ"
и
НИИ Краностроения).
В этом соглашении, кроме прочего, предусматривалась организация на
БАЗе
сборки специальных крановых шасси с оригинальной опорно-ходовой рамой с
использованием узлов и агрегатов КАМАЗ. В связи со сжатыми сроками разработки
конструкторской документации и организации производства было принято
нестандартное решение по изготовлению опытных образцов. Вместо комплектов
деталей и узлов, на
"КАМАЗе"
были закуплены 6 полнокомплектных автомобилей. Для получения опыта
планировалось сначала разобрать их, а затем собрать уже с использованием новой
рамы, изготовленной к тому времени на
БАЗе.
Однако потом поступили ещё более оригинально - была отстыкована передняя часть
КАМАЗа в месте её соединения с крановой частью рамы и последняя была
пристыкована (приварена) к передней части. С оставшейся КАМАЗовской задней
части на крановую часть
опытных образцов БАЗ-8029
были переставлены необходимые агрегаты и узлы. Работы проводились в
экспериментальном цехе
Брянского автомобильного завода.
Первый опытный образец
был собран в начале мая 2006 г. и летом того же года прошёл ускоренные
ресурсные испытания на
специальной трассе 21 НИИИ МО РФ
в г. Бронницы. По их результатам было усилено место стыковки передней и
крановой частей рам. За время подготовки к серийному производству и
определения с
"КАМАЗом"
составов комплектов для поставки на
БАЗ
в экспериментальном цехе таким оригинальным образом были собраны первые 6
образцов. Начиная с декабря 2006 г. сборка началась уже в сборочном цехе из
комплектов деталей и узлов, поставляемых с
"КАМАЗа".
Изготовление опорно-ходовой части рамы было освоено на роботизированной
сварочной линии на
ЗАО "Газпром-кран"
в г. Камышин.
Шасси первой партии, изготовленные в экспериментальном цехе, на момент отправки
с
БАЗа
на
ОАО "Автокран"
в г. Иваново отличались наличием боковой защиты. На
"Автокране"
снимали боковую защиту, так как она мешала установке кранового оборудования. В
дальнейшем шасси из Брянска отправлялись в Иваново без боковой защиты. Кстати,
"КАМАЗ"
до настоящего времени, несмотря на неоднократные письма, продолжает направлять
в составе комплектов на
БАЗ
детали боковой защиты, которая не устанавливается, а складируется в неликвидах.
Установка настилов на шасси на
БАЗе
началась со второго образца, а установка гидрооборудования неповоротной части
крана - с шестого.
По состоянию на текущий момент существуют четыре варианта конструкторской
документации на шасси
БАЗ-8029:
- БАЗ-8029
с двигателем
КАМАЗ-740.31-240 (Евро-2);
- БАЗ-8029-011
с двигателем
КАМАЗ-740.62-280 (Евро-3);
БАЗ-8029-012
с двигателем КАМАЗ-740.65-240 (Евро-3);
- БАЗ-8029-013
с двигателем
Cummins 6ISBe285 (Евро-3).
Модель
БАЗ-8029
серийно выпускали до начала 2008 г., в настоящее время выпускают
БАЗ-8029-012.
Внешне
БАЗ-8029-012
отличается от
БАЗ-8029
незначительно: другие воздушные фильтры на задней стенке кабины, панели
термошумоизоляции двигателя за кабиной (ее начали устанавливать ещё на
последних образцах
БАЗ-8029),
изменённый глушитель. Есть и более существенные отличия, основные из них -
изменённые рама, рессоры, электронное управление двигателем, в том числе в
крановом режиме. Соответственно, изменилось и обозначение крана с
КС-54711
(шасси
БАЗ-8029)
на
КС-54711-1
(шасси
БАЗ-8029-012).
Сейчас Ивановское
ОАО "Автокран"
производит краны грузоподъёмностью 25 т как на специальном крановом шасси
БАЗ-8029-012,
так и на обычных автомобильных шасси. Но если сравнивать все эти 25-тонники, то
полная масса крана с основной стрелой у крана
КС-54711-1
на шасси
БАЗ-8029-012
меньше примерно на одну тонну, чем у кранов на автомобильных шасси с колёсной
формулой 6x4 -
МАЗ-6303А3
и
КАМАЗ-65115.
Как правило, поворотное устройство крана монтируется на специальном
надрамнике, который затем устанавливается на раму обычного автомобильного
шасси.
БАЗ-8029-012
изначально является специальным крановым шасси и поэтому в надрамнике нет
необходимости. Специальное крановое шасси выгодно отличается повышенной
надёжностью и прочностью опорно-ходовой рамы, особенно в аварийных ситуациях.
При опрокидывании крана на шасси
БАЗ-8029
(несколько таких случаев уже было) рама не получает никаких повреждений; на
кранах, изготовленных на обычных автомобильных шасси, в подобных ситуациях рама
шасси выходит из строя и требует серьёзного ремонта. Преимущества шасси
БАЗ-8029
неоспоримы, поэтому объём выпуска измеряется сотнями единиц в год.
Увидев кран на шасси
БАЗ-8029,
опытный специалист обратит внимание на эмблему, установленную на передке
кабины. Кабины на завод в Брянск приходят с эмблемой "КАМАЗ", которая в
процессе сборки снимается и заменяется эмблемой "БАЗ" (кроме неё
устанавливаются ещё шильдики "БАЗ-8029" на дверях кабины). Шасси первой партии,
изготовленные в ЭЦ в 2006 г., на момент отправки с
БАЗа
на
ОАО "Автокран"
в г. Иваново отличались от всех последующих ещё и отсутствием каких либо эмблем
на передке. Эмблемы
Брянского автозавода
стали устанавливать непосредственно на
БАЗе
примерно с 8-го или 9-го образца шасси, а для самых первых образцов шасси
эмблемы также отправили в Иваново. Скорее всего, самые первые автокраны
"Ивановец" КС-54711
так и передали клиентам без фирменной БАЗовской эмблемы на кабине. Редакция
Автокаталога
www.autocatalogue.ru
будет благодарна всем, кто пришлет фото шасси
БАЗ-8029
или кранов
КС-54711
из самой первой партии.
После кризиса 1998 г. зарубежные производители тяжёлых грузовиков стали
предлагать на российском рынке специальные версии седельных тягачей, которые
стали называть "бюджетными". Отличительная особенность "бюджетников" -
доступная цена при минимально необходимой комплектации. Постепенно, с
улучшением экономической ситуации, клиентам стали предлагать автомобили с более
"богатым" оснащением. Если провести аналогию, то
"Ивановец" КС-54711-1
на шасси
БАЗ-8029-012
- это "бюджетная" модель автомобильного крана, а одна из последних разработок
ОАО "Автокран"
- кран
"ИВАНОВЕЦ" КС-54712
на специальном шасси автомобильного типа
Брянского автомобильного завода
БАЗ-80311 (6х4)
- 25 тонная модель для тех компаний, которым нужны грузовые и высотные
характеристики, на средних и дальних вылетах близкие к показателям 32-тонных
кранов.
Когда эта заметка готовилась к публикации, в редакцию прислали пресс-релиз из
Ассоциации НАМС.
"Мировой финансовый кризис не повлияет на планы
ОАО "Автокран"
по выпуску новых моделей кранов "Ивановец" в 1-ом квартале 2009 года, -
говорится в пресс-релизе. - Ивановское предприятие продолжает развитие
линейки выпускаемой техники и в середине февраля представит на суд потребителей
сразу две передовые модели автокранов. В преддверии весны
ОАО "Автокран"
запустит в серийное производство новинки грузоподъёмностью 25 и 32 т на базе
специальных крановых шасси
Брянского автомобильного завода".
По имеющейся информации, одной из новинок может стать кран на шасси
БАЗ-8031-012,
которое должно заменить в производстве
БАЗ-8029
на агрегатах КАМАЗ. Как рассказывают представители
Брянского автомобильного завода,
сборка шасси
БАЗ-8029
позволила заводу получить опыт в изготовлении таких изделий и сэкономила время
на проведение работ по новым моделям шасси. Специальное крановое шасси
БАЗ-8031-012
под кран
КС-54711
уже запущено в серийное производство, и о нём мы планируем рассказать более
подробно в ближайшее время. Есть на
БАЗе
и другие новинки, среди которых шасси многоцелевого назначения
БАЗ-7941,
предназначенное в том числе и для монтажа крановых установок. В разработке ещё
несколько моделей специальных крановых шасси -
БАЗ-8031-011,
БАЗ-80311-011,
БАЗ-8033
и
БАЗ-8033-011.
Приведенный список новых разработок
БАЗа
далеко не полный, так как
Брянский автомобильный завод
известен в первую очередь своими надёжными военными автомобилями высокой
проходимости, разработка и производство которых также продолжается на
предприятии, которому в этом году исполнилось 50 лет.
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Редакция Автокаталога
www.autocatalogue.ru
выражает благодарность Заместителю Главного конструктора
ЗАО "БАЗ"
Дмитрию Колесникову
за помощь, оказанную при подготовке этой заметки.
|
|
|