|
ЯМЗ-530: самые современные российские двигатели
Как уже отмечалось выше, за реализацию инновационного проекта по разработке
перспективной линейки средних дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530
"Автодизель"
получил премию "Технологический прорыв" Института Адама Смита в номинации
"Лучшая инновация/технологический прорыв".
Как вспоминает
Юрий Субботин
(в 1988-2003 гг. Главный конструктор
ОАО "Автодизель"),
первый прототип рядного дизельного двигателя размерности 102x122 мм был
изготовлен ещё в 1996 г. и явился предшественником нового семейства.
Официально основные этапы истории проекта ЯМЗ-530 выглядят следующим образом (в
хронологическом порядке):
1995 г. Начаты работы по новому семейству
рядных двигателей. Размерность - 102x122 мм, рабочий объём цилиндра - 1 литр,
количество цилиндров - от трёх до шести, мощность - 40 л.с. с каждого литра
объёма, нормы - Евро-2, Евро-3.
1996 г. Выпущен прототип 4-цилиндрового
дизеля мощностью 160 л.с. с рабочим наименованием
ЯМЗ-460.
Двигатель успешно прошёл стендовые испытания и впервые был продемонстрирован
руководству
Министерства обороны РФ
в Бронницах на показе специализированной техники.
1998 г. Новое семейство рядных двигателей
получило наименование ЯМЗ-530. Выпущены базовые модели двигателей ЯМЗ-533,
ЯМЗ-534, ЯМЗ-536 (последняя цифра в индексе - число цилиндров) мощностью 120,
160, 240 л.с. соответственно. Начаты дорожные испытания двигателей ЯМЗ-534 в
составе автобусов ПАЗ, автомобиля
ГАЗ-3037 "Водник"
и боевой машины
БРДМ-2
(ОАО "Муромтепловоз").
1998-1999 гг. Выпущена опытная партия
двигателей для адаптации в составе автомобилей
ЗИЛ-5301 "Бычок",
автобусов малого и среднего класса ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ, тракторов, спецтехники.
2000-2002 гг. Проведение испытаний в составе
различных транспортных средств.
2002 г. Завершение приёмочных стендовых
испытаний, а также испытаний в составе техники Министерства обороны.
Сентябрь 2002 г. Заключен договор с фирмой
AVL List GmbH
(Австрия)
на проведение аудита двигателя ЯМЗ-534. Двигатель передан фирме
AVL
для проведения испытаний.
Март 2003 г. Завершены контрольные испытания
двигателя ЯМЗ-534 по типовой программе аудита на фирме
AVL.
Получено заключение: двигатель ЯМЗ-534 соответствует нормативам Евро-2 с
возможностью выхода на Евро-3.
2005 г. Открытие инвестиционного проекта по
производству двигателей семейства ЯМЗ-530 размерностью 105х128 мм с рабочим
объёмом 1,1 л на цилиндр, диапазоном мощности 120-312 л.с., стандарты от Евро-3
до Евро-5. Организация совместных работ с фирмой
AVL.
2006 г. Формирование комплексной проектной
команды специалистов для реализации проекта. Торжественный запуск первого
двигателя ЯМЗ-536, начало испытаний двигателей Евро-3, Евро-4 на фирме
AVL.
2007 г. Торжественный запуск первого
двигателя ЯМЗ-534 с параметрами Евро-4, продолжение стендовых испытаний на
фирме
AVL.
Торжественная закладка завода по производству средних рядных двигателей
ЯМЗ-530. Начало закупки технологического оборудования.
2008 г. Начало опытно-промышленной сборки
двигателей ЯМЗ-530 на базе
ОАО "Автодизель".
Начало дорожных испытаний двигателей в составе автобусов
ЛиАЗ-5256
и
ПАЗ-3205,
автомобилей МАЗ.
2009 г. По всем моделям семейства ЯМЗ-530
проведена сертификация на соответствие экологическим стандартам Евро-3, Евро-4.
Ведутся работы по расширению применяемости двигателей семейства с различными
потребителями, испытания в составе транспортных средств и подготовка
производства. Начало поставки производственных линий для завода.
Если внимательно посмотреть на хронологию проекта, то можно заметить серьёзное
изменение конструкции двигателей семейства, которое произошло в 2005 г.
Объясняется это несколькими причинами, одна из которых - перспективы вступления
в силу новых технических регламентов. Если вернуться к моменту начала
разработки двигателей семейства ЯМЗ-530 (середина 1990-х гг.), то в те времена
нормы Евро-3 считались как нечто весьма отдалённое, но соответствие им уже было
заложено в конструкцию новых моторов. И хотя
Россия
существенно отставала от
США
и стран Евросоюза по срокам вступления в силу экологических стандартов, было
решено провести опытно-конструкторские работы по доводке двигателей до норм
Евро-4 и выше. Так как у российских специалистов отсутствовал необходимый опыт,
было принято решение о сотрудничестве с австрийской фирмой
AVL List GmbH.
Задача, которую ставили перед фирмой
AVL
- довести двигатели семейства ЯМЗ-530 до уровня Евро-4 и в перспективе до
Евро-5. Специалисты
AVL
предложили поменять топливную аппаратуру и серьёзно изменить конструкцию блока
цилиндров, а также внести другие изменения.
В результате появилось новое семейство средних рядных 4-х и 6-ти цилиндровых
дизельных двигателей ЯМЗ-530 размерностью 1,1 литра на цилиндр, разработанное
ОАО "Автодизель"
при поддержке фирмы
AVL List GmbH.
Особо нужно отметить, что все интеллектуальные права на двигатель принадлежат
ОАО "Автодизель".
Сегодня в семействе почти два десятка различных двигателей мощностью от 136 до
312 л.с., удовлетворяющих нормам Евро-3 и Евро-4. Без изменения конструкции
основных деталей и технологии производства двигатели могут быть доведены до
норм Евро-5 и Евро-6. Модельный ряд при необходимости может быть расширен,
чтобы обеспечить потребности российских и зарубежных предприятий, выпускающих
автомобильную, сельскохозяйственную, строительно-дорожную и другую технику.
Важно отметить, что высокие экологические характеристики достигаются без
применения системы SCR c "мочевиной", поэтому техника, оснащённая двигателями
ЯМЗ-530, может эксплуатироваться при температурах до -50°C.
Определенный интерес у специалистов есть и к 3-х цилиндровым двигателям. Во
время испытаний в 2000-2002 гг. опытных рядных двигателей 4-х цилиндровый мотор
(размерности 102x122 мм) установили на ЗИЛовский малотоннажник "Бычок" и
автобус малого класса ПАЗ. По результатам испытаний выяснилось, что этот
двигатель (160 л.с.) был большей мощности, чем требовалось. Достаточно было
использовать 3-х цилиндровый мотор мощностью 120 л.с. Как полагает
Юрий Субботин,
3-х цилиндровая модификация двигателя может и сегодня найти применение. Хотя в
"линейке" двигателей семейства ЯМЗ-530 такой модификации сейчас нет, "ставить
крест" на 3-х цилиндровых моторах рановато. Можно предположить, что к идее
производства двигателей с тремя цилиндрами в Ярославле ещё могут вернуться, но
сегодня рынком более востребованы 4-х и 6-ти цилиндровые двигатели.
Всего на настоящий момент собрано около 70 опытных образцов двигателей
семейства ЯМЗ-530 размерности 105x128 мм, которые разработчики условно
разделили на два поколения. Ко второму поколению относятся двигатели, детали
для которых изготавливаются по технологии, близкой к серийной и поставляются
"серийными" поставщиками. Двигателей второго поколения уже собрано около 40
единиц, из которых часть передана различным автопроизводителям, среди которых
МАЗ
(10 двигателей),
ГАЗ
(3 двигателя для автомобилей "Садко" и "Валдай"),
ПАЗ
(4 двигателя для автобусов),
ЛиАЗ
(2 двигателя),
АМЗ
(5 двигателей для автомобилей
"Каратель",
"Тигр"
и
"СПМ-3")
и
"Урал"
на испытания в составе автомобильной техники. Суммарный пробег этой техники уже
составляет около 170 тыс. км. "Основная задача, которая стоит перед нами -
увеличить ресурсные пробеги, чтобы до начала серийного производства иметь
полную проверку поведения двигателей на транспортных средствах, - говорит
Руслан Греков,
Директор проекта средних рядных двигателей. - Что касается стендовых
испытаний, суммарная наработка составляет 15 тыс. часов для двигателей первого
и второго поколений. Мы сейчас на заключительной стадии стендовых испытаний
двигателей второго поколения, до их завершения осталось 3-4 месяца".
Серийное производство новых двигателей стандарта Евро-4 планируется начать в
2011 г. на новом заводе, и это уже будут двигатели семейства ЯМЗ-530 третьего
поколения. Завод строится, это новая площадка в Заволжском районе г. Ярославля.
Завод будет состоять из 2-х корпусов общей площадью более 57 тыс.
м2: производственный корпус общей площадью
более 34 тыс. м2 (готовность около 35%) и
логистический корпус общей площадью более 23 тыс.
м2 (готовность около 65%). На новом
предприятии планируется создать около 1,5 тыс. рабочих мест. "Это достаточно
компактный завод, на котором будут размещаться линии сборки, испытаний и
окраски, и механической обработки трёх базовых деталей - блока цилиндров,
головки блока и коленчатого вала, - рассказывает Руслан Греков. - Новый
завод будет построен в соответствии с самыми высокими требованиями,
существующими в
России
и странах Евросоюза".
Строительство завода началось ещё в 2007 г., но в конце 2008 г. было
приостановлено из-за грянувшего кризиса. Общий объём инвестиций в проект
составляет около 10 млрд. рублей, из них к настоящему времени за счёт
собственных средств
"Группы ГАЗ"
проинвестировано около 4 млрд. руб. Примерно полтора года ушло на то, чтобы
достичь соглашения с кредитующими организациями. Сейчас уже все необходимые для
получения кредита условия согласованы и в
Дивизионе "Силовые агрегаты"
"Группы ГАЗ"
уверены, что в самое ближайшее время на счёт предприятия поступят денежные
средства, требуемые для продолжения реализации проекта. Надеюсь,
заинтересованные банки понимают: для того, чтобы производители автомобильной
техники в 2012 г. смогли выпускать продукцию, соответствующую стандарту Евро-4,
их нужно начать обеспечивать двигателями уже в 2011 г. Это означает, что деньги
на строительство завода нужны немедленно, так как требуется не только достроить
корпуса, но и завезти, смонтировать и наладить технологическое оборудование,
которое не только уже заказано у зарубежных поставщиков, но и, в значительной
мере, оплачено. Например, оборудование для механической обработки головки и
блока цилиндров (производитель Grob Werke) готово к отгрузке, линия сборки
двигателей (производитель ThyssenKrupp Krause) готова к отгрузке, оборудование
для механической обработки коленчатого вала, для обработки алюминиевых и
чугунных деталей, линия окраски двигателей (производитель Riko) уже находятся
полностью или частично на
ОАО "Автодизель"...
Первую продукцию завод может выпустить уже во втором квартале 2011 г., если
будет обеспечено необходимое финансирование. Мощность производства первой
очереди - 50 тысяч двигателей в год с возможностью дальнейшего расширения до
100 тысяч двигателей в год. Кстати, об объёмах рынка. Ещё когда в 1990-х гг.
принималось решение о разработке двигателей семейства ЯМЗ-530, максимальные
объёмы производства планировались на уровне 100 тыс. ед. Но сейчас
экономические условия изменились, и важно понимать - есть ли рынок, будет ли
производство прибыльным, и каковы минимальные объёмы выпуска, чтобы новый завод
был безубыточным? По оценке Руслана Грекова, производство 50 тысяч двигателей в
год позволит окупить проект, а чтобы выйти на операционную прибыль, нужно
производить не менее 20 тысяч двигателей в год. Таким образом, если новое
производство будет выпускать двигатели только для предприятий
"Группы ГАЗ",
то это производство уже будет приносить прибыль. Но весь российский рынок
двигателей класса ЯМЗ-530 оценивается в 150 тыс. в год, а сегодня у
ОАО "Автодизель"
достаточно партнёров, которые хотели бы приобрести двигатели семейства ЯМЗ-530,
и в первую очередь это производители автомобилей. Появляются и новые
потребители продукции, для которых в будущем также будут предложены новые
силовые агрегаты.
Но у
ОАО "Автодизель"
имеются серьёзные конкуренты. Основные из них -
"КАМАЗ",
у которого уже действует совместное предприятие с американской фирмой
Cummins,
и
Минский моторный завод (ММЗ).
В
России
основным потребителем продукции
ММЗ
является
"Группа ГАЗ",
поэтому появление у
Дивизиона "Силовые агрегаты"
"Группы ГАЗ"
собственного двигателя такого же класса сразу же позволит отказаться от
поставок моторов из-за рубежа (до кризиса
"Группа ГАЗ"
закупала до 30 тыс. двигателей ММЗ в год). Тем более, что двигатели семейства
ЯМЗ-530 обладают рядом существенных преимуществ. Лучшие потребительские
характеристики (малые габариты, низкая удельная масса, высокий моторесурс) по
сравнению с существующими отечественными двигателями, высокий потенциал по
локализации производства комплектующих в
России
- это далеко не всё. Невысокая стоимость (меньшая 20-30% по сравнению с
китайскими и зарубежными производителями при более низких эксплуатационных
расходах) обеспечивает высокую конкурентоспособность этих двигателей в
России
и за рубежом. У двигателей ЯМЗ-530 высокий экспортный потенциал, так как - ещё
раз напомню - права на конструкцию полностью принадлежат
ОАО "Автодизель",
причём без ограничения по использованию по всему миру. Уже можно применительно
к российским двигателям сказать: "За державу не обидно!"
Как рассказал Игорь Кульган, в технических и потребительских характеристиках
двигателя ЯМЗ-530 и его конкурентов лично разбирался заместитель Министра
экономического развития Андрей Клепач и оценил этот проект как инновационный,
имеющий высокий потенциал применения в
России.
Проект
"Автодизеля"
признан Правительством РФ стратегическим для российского машиностроения.
Производство нового семейства двигателей потянет за собой и активное развитие
современной компонентной базы в
России,
поскольку уровень локализации производства компонентов в
РФ
только на первом этапе серийного производства составит 35%, а при выходе на
проектную мощность локализация достигнет 70%.
А если в Правительстве РФ поддержат инициативы по созданию нового литейного
производства и производства топливной аппаратуры типа Common-Rail, то можно
будет говорить и о 100%-ой локализации!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Редакция Автокаталога
www.autocatalogue.ru
выражает благодарность пресс-службе
ОАО "Автодизель"
за возможность посетить предприятие и за помощь, оказанную при подготовке этой
статьи.
|
|
|
 |
Юрий Григорьевич Субботин,
Главный конструктор
ОАО "Автодизель"
в 1988-2003 гг.
|
|
|
 |
|
 |
4-х цилиндровый двигатель ЯМЗ-534 Евро-2, размерность - 102x122 мм
|
|
|
 |
|
 |
6-ти цилиндровый двигатель ЯМЗ-536 Евро-2, размерность - 102x122 мм
|
|
|
 |
4-х цилиндровый двигатель ЯМЗ-534
|
|
|
 |
6-ти цилиндровый двигатель ЯМЗ-536
|
|
|
 |
Юрий Субботин
полагает, что 3-х цилиндровая модификация двигателя семейства ЯМЗ-530 может и
сегодня найти применение
|
|
|
 |
В экспериментальном цехе собирают очередные опытные образцы двигателей
семейства ЯМЗ-530, которые будут переданы на испытания в составе автомобильной
техники
|
|
|
 |
Руслан Греков, Директор проекта средних рядных двигателей: "Основная задача,
которая стоит перед нами - увеличить ресурсные пробеги, чтобы до начала
серийного производства иметь полную проверку поведения двигателей на
транспортных средствах"
|
|
|
 |
|
 |
Испытания двигателей семейства ЯМЗ-530 идут в непрерывном режиме
|
|
|
 |
Как рассказал Директор Дивизиона "Силовые агрегаты"
"Группы ГАЗ"
Игорь Кульган,
в технических и потребительских характеристиках двигателя ЯМЗ-530 и его
конкурентов лично разбирался заместитель Министра экономического развития
Андрей Клепач и оценил этот проект как инновационный, имеющий высокий потенциал
применения в
России.
|
|
|