|
Тернистый путь импортозамещения
Вдумчивый читатель может задать вопрос: а почему возникла такая ситуация, что
Россия
сильно зависит от поставок
белорусских СКШТ?
Частично ответ на вопрос был дан в моей
монографии
(см.
"Почему не удалось перенести производство "тополиных" СКШ на КЗКТ"
и
"Почему не удалось перенести производство "тополиных" СКШ на БАЗ").
С тех пор прошло семь лет и можно подвести некоторые итоги.
Несмотря на то, что примерно полтора десятилетия назад высшим политическим
руководством
РФ
было принято решение импортозаместить
минские СКШТ,
проблема и сегодня актуальна. Причина невыполнения решения проста: никто не
озаботился тем, чтобы взять готовую документацию на шасси
МЗКТ-79221
и поставить его на производство в
России.
Кстати,
МЗКТ
все условия выполняет, в том числе передал полный комплект рабочей
конструкторской документации российской стороне. Разработать отечественные
СКШТ, которые могли бы превзойти или хотя бы полностью заменить
МЗКТ-79221,
не получилось (подробный анализ причин этого выходит за рамки настоящей
статьи; однако некоторую информацию можно найти в статьях
"Шасси в "инновационном" кювете"
и
"Расчёты и просчёты").
С импортозамещением
МЗКТ-543
всё намного интереснее. Дело в том, что 30 марта 2016 г. Премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев
высказался вполне конкретно (цитата с
сайта ТАСС):
"Подойдя к транспортно-заряжающей машине
9Т255
РСЗО "Торнадо-С" (ТЗМ на шасси
МЗКТ-543А.
- Прим.
авт.),
премьер
поинтересовался, на каком шасси она производится. Услышав, что шасси
поставляет
МЗКТ,
он заявил: "С этим
МЗКТ
веселая история. Они
(Белоруссия
- ИФ) три года продавали этот
МЗКТ,
но так мы ни о чем не договорились".
"Нужно на
"КамАЗ"
это все забирать. Раз не хотят продавать - не надо, мы на
"КамАЗе"
наладим производство", - добавил
премьер".
Напомню, что лет пять назад было принято решение на уровне
Военно-промышленной комиссии
о производстве
СКШТ МЗКТ
в Набережных Челнах. В 2015 г. на
"Ремдизель"
(компания аффилирована с
ПАО "КАМАЗ",
находится в г. Набережные Челны) поступили в ремонт два шасси семейства
МАЗ-543,
из которых получилось отремонтировать одно. Про судьбу второго шасси
автору
статьи ничего неизвестно - злые языки поговаривают, что со второго сняли всё,
что можно, и поставили на первое. Новых заказов на ремонт не последовало, но
руководители
предприятия
с повестки дня этот вопрос не снимают и поныне. Были планы ремонтировать на
"Ремдизеле"
МЗКТ-7930,
а также о получении этим предприятием статуса официального дилера
МЗКТ
- но, видимо,
предприятию
из Набережных Челнов в просьбе было отказано. По крайней мере, в настоящее
время в этом городе у
МЗКТ
официальных дилеров нет.
Брянский автозавод (БАЗ)
полтора десятилетия назад поставил на серийное производство семейство СКШТ
"Вощина-1", в котором есть модели сопоставимой с
МЗКТ-7930
грузоподъёмности. Проблема в том, что быстро перемонтировать ВВТ не получается
в связи с разными "посадочными" размерами рамы и некоторыми конструктивными
особенностями. Вновь разрабатываемые ВВТ вполне можно монтировать на СКШТ
семейства "Вощина-1" соответствующей грузоподъёмности, тем более что у
БАЗа
есть новые модели, в том числе с колёсной формулой 10х10.1 (грузоподъёмность
29 т), а при необходимости под требования
МО РФ
может быть довольно быстро доработана модель
БАЗ-69099
с колёсной формулой 12х12.1, которая с 1999 г. выпускается серийно для
гражданских заказчиков. Однако у
БАЗа
нет ключевого автокомпонента - гидромеханической коробки передач (ГМП), без
которой нецелесообразно создавать мощную (свыше 500 л.с.) внедорожную технику.
Напротив, у
МЗКТ
есть вся линейка ГМП собственной разработки.
ПАО "КАМАЗ"
ведёт доработку СКШ
КАМАЗ-73501
с механической трансмиссией, которое должно заменить
МЗКТ-7930.
Опытный образец шасси был представлен на МВТФ "Армия-2017". Но по габаритной
ширине
КАМАЗ-73501
больше (3,4 м против 3,1 м), что недопустимо, например, для перспективной
РСЗО. Как и у
БАЗа,
у
"КАМАЗа"
нет ключевого автокомпонента - ГМП, на опытный образец в Набережных Челнах
были вынуждены поставить китайскую коробку, а также другие импортные
автокомпоненты.
Итак, в принципе понятно как можно и нужно решать проблему импортозамещения,
известно что нужно делать. Однако наука и техника не стоят на месте, давно
пришла пора заменить поколение техники на новое. Работы по разработке СКШТ
пятого поколения в
России
были начаты, но не были завершены (подробнее см. статью
"Что запишут в контракте?").
Напротив,
МЗКТ
ведёт новые разработки СКШТ пятого поколения для ВС РФ, например СКШ
МЗКТ-79291
(колёсная формула 12х12.1), которое по своим характеристикам значительно
превосходит разработку
"КАМАЗа"
следующего, шестого поколения (подробнее
"Шасси на распутье", часть 4).
Специалисты давно знают: на
МЗКТ
самый сильный и опытный конструкторский коллектив, который может разрабатывать
любые СКШТ. Но основные заказчики - в
России,
и деньги, которые могут быть выделены на разработку - российские. Будет
правильно, если деньги получат российские исполнители - когда будут открыты
новые НИОКР. И российские конструкторы СКШТ могут вполне составить конкуренцию
белорусам - но только если задача будет поставлена разработать лучшую в мире
технику, а не освоить средства, как это получилось в ходе выполнения комплекса
НИОКР "Платформа". Поэтому в
РБ
даже журналисты понимают кто в
России
реальный конкурент
МЗКТ
и я не видел ни одной строчки критики
этого российского завода
в белорусских СМИ. Если же Заказчик выделит деньги "эффективным" менеджерам -
МЗКТ
точно не получит ничего, так как "эффективные" легко освоят в
России
любые финансы, правда, с нулевым результатом… В отличие от
России,
в
РБ
за такое следует неизбежное наказание.
Предприятия российского ОПК также должны быть ответственными в принятии
решений в части того, какую транспортную базу выбрать под монтаж перспективных
ВВТ. Прекрасный пример показал
Концерн ВКО "Алмаз - Антей",
который несколько лет назад поставил цель: перспективные ЗРК и ЗРС должны быть
смонтированы на отечественных СКШТ. Результат уже можно увидеть: основные
элементы новейшей ЗРС С-350 "Витязь" (пусковая установка, радиолокационная
станция и командный пункт) смонтированы на шасси БАЗ семейства "Вощина-1".
Можно публично говорить и о том, что основные элементы перспективной ЗРС С-500
также монтируются на
СКШТ БАЗ.
Есть и другие примеры. Не буду раскрывать шифры НИР и ОКР, по которым ведутся
работы - в том числе это касается разработки новых стратегических ракетных
комплексов, которые могут придти на замену "Тополю-М", а позже и "Ярсам". Не
менее важны разработки новых комплексов с ракетами, указанными в известном
договоре как "средней и меньшей дальности" (у
МО РФ
термины иные) - из этого договора первыми вышли
США.
Надеюсь, читателю не надо объяснять почему для пусковых установок и агрегатов
обеспечения новых комплексов будут нужны СКШТ. И не только для ракетных
комплексов - ВВТ на новых физических принципах и "традиционные" ВВТ также
должны быть мобильными, требования постоянно повышаются. Важно иное: доля
техники
МЗКТ
в новых российских разработках ВВТ серьёзно сужается,
минские шасси и тягачи
не учитываются в некоторых уже открытых НИОКР, даже на стадии ряда
аван-проектов стараются заменить белорусскую технику на российскую.
Специалисты прекрасно понимают, что цикл создания новых ВВТ длится несколько
лет и лишь потом, после положительных результатов испытаний, начинается
серийное производство. Таким образом, можно прогнозировать неизбежное падение
производства
минских шасси и тягачей
в будущем, особенно если учесть, что в
Россию
уходило иногда до 80% ежегодного выпуска
продукции МЗКТ,
и почти вся эта продукция -
военная.
Моё предсказание: чем чаще белорусский
Батька
будет встречаться с официальными представителями из
США
и иных стран НАТО, а также контактировать с политиками государств, считающих
Россию
своим противником, тем меньше у
МЗКТ
будет заказов со стороны российского ОПК.
Продолжение ...
|
|
|