|
Нужен ли России МЗКТ?
Давая согласие на назначение руководителя
МЗКТ,
А. Г. Лукашенко
напутствовал
А. И. Римашевского
словами: "То есть потенциал и компетенции у ваших людей очень высокие. Я бы
хотел, чтобы вы сохранили их. И я очень бы не хотел, чтобы вы когда-нибудь
внесли мне предложения о приватизации этого
предприятия,
в том числе иностранцами, не важно, откуда они - с Востока или с Запада".
Если учесть всё вышеизложенное в предыдущих главах,
Президент РБ
лукавит - сегодня
МЗКТ
уже не очень нужен
России.
Впрочем, и четыре года назад этот
завод
в принципе был уже не особо нужен российским инвесторам.
Напомню, ранее переговоры о продаже
завода
шли, и шли довольно бурные. Всплеск официальных сообщений был в 2013 г. и в
декабре того же года было объявлено о том, что в 2014 г.
МЗКТ
будет интегрирован в российский ОПК. Но произошли известные события на
Украине,
против
РФ
были введены санкции и сделка была отложена. 14 августа 2015 г.
Батька
намекнул: "Но если $3 млрд положат, будем рассматривать этот вопрос"
(см.
Посещение ОАО "Минский завод колесных тягачей").
В
России
улыбнулись - к тому времени у потенциальных инвесторов уже абсолютно пропал
интерес к
МЗКТ,
так как в это время решалась судьба
БАЗа
- в конце ноября 2015 г.
Брянский автозавод
вошёл в состав
Концерна ВКО "Алмаз - Антей".
Кстати,
МЗКТ
тоже присматривался к покупке
БАЗа...
На этом можно было бы поставить точку, отвечая на вопрос: целесообразна ли
интеграция
МЗКТ
в российский ОПК? Но продажа
завода
России
периодически будоражила общественность и её продолжает мусолить белорусская
сторона, поэтому необходимо рассмотреть тему с другого ракурса, а именно: что
может случиться если вдруг
РФ
всё же купит
МЗКТ?
Будет ли польза
России
в нынешних условиях?
Есть риск, что российский инвестор, купивший оборонный актив, попадёт под
санкции. Это означает, что экспортный потенциал
МЗКТ
будет ориентирован только на
Россию
и страны дружественные ей. При этом никто не может гарантировать, что
Республика Беларусь
пожизненно останется дружественной страной. Да, народы братские и нас никто не
сможет разлучить. Но неизвестно какие политические повороты могут произойти,
как будущие события повлияют на деятельность конкретных предприятий.
Предыдущая 30-летняя история тому пример. Если, допустим, события в
РБ
пойдут по украинскому сценарию, то стоимость
МЗКТ
снизится до минимального уровня, в итоге российский инвестор потеряет
вложенные в покупку акций
завода
деньги.
Другой вариант - если
А. Г. Лукашенко
победит на грядущих выборах (чего я ему искренне желаю). В этом случае в
РБ
украинский сценарий невозможен, но, например, в период очередных экономических
разногласий власти
Беларуси
могут легко принять меры, которые сделают бизнес менее выгодным. Вариантов
здесь множество. Но даже если власти
РБ
сделают для
МЗКТ
политику наибольшего благоприятствования, для
России
этот
завод
будет оставаться зарубежным предприятием.
Купить
МЗКТ
и перенести его в
Россию?
- казалось бы это вариант. Но дело в том, что перенести производство без
потерь не получится. Да, станки и оборудование перевезти в принципе можно,
хотя в этом случае следовало бы купить новые станки, чем покупать целиком
МЗКТ
- выйдет дешевле. Может быть интеллектуальная собственность много стоит? -
купив
завод,
её легче будет забрать, хотя выше было сказано о том, что документация на все
СКШТ, принятые на снабжение ВС РФ, в
Россию
уже передана. Проблема в кадрах - без людей на новом месте завод не
заработает! Как пример - в нынешнем веке производство тех же
МЗКТ-79221
в
РФ
никто не захотел наладить.
Может быть надо купить
МЗКТ
для того, чтобы переселить в
Россию
специалистов? - полагаю, читатели улыбнулись, прочитав такую формулировку.
Переток специалистов с
МЗКТ
на
БАЗ
и обратно происходил ещё с советских времён. Более того, предыдущий
Генеральный директор
МЗКТ
в 2005-2006 гг. работал на руководящей должности на
БАЗе.
Проблема в том, что в российском ОПК прогнозируется корректировка численности
персонала в связи со снижением военных заказов.
Выше было сказано о том, что на
МЗКТ
самый сильный и опытный конструкторский коллектив. Опыт и традиции - это очень
важные составляющие успеха, но попытка скопировать их может не всегда привести
к успеху. Это хорошо понимают ветераны
БАЗа.
У этого российского
завода
есть свои традиции и свой опыт, своя конструкторская школа. В советский период
технику
Минского и
Брянского
автозаводов развели по разным нишам и поэтому конкуренции не было. Ныне
времена другие. Замечу, что взаимовыгодное сотрудничество двух заводов не
только возможно - оно не прекращалось и в постсоветский период. Хотя
конструкторы
БАЗа
в состоянии разрабатывать технику без сторонней помощи и не заимствовать при
этом конструкции конкурентов.
Можно упомянуть другие факторы и порассуждать о том, в чём может быть интерес
России,
если она купит
МЗКТ.
Но, по сути, есть только одна позиция, которая наиболее интересна
России
- разработки
МЗКТ
в области ГМП. Однако, в 2010 г. в
Беларуси
было создано совместное предприятие
"Волат-Санцзян"
(учредители -
Минский завод колесных тягачей
и китайская космическая корпорация
"Санцзян"),
которое специализируется на производстве ГМП мощностью от 200 до 650 л. с.
Вклад
МЗКТ
в это предприятие - интеллектуальная собственность. Существует риск, что купив
МЗКТ,
Россия
не получит искомое и придётся вести долгие и безуспешные переговоры с другим
партнёром.
Подведу итог: в настоящее время одна сторона
(РБ)
намекает, что продавать не готова, а вторая сторона
(РФ)
своими действиями показывает, что покупать не хочет. В этой ситуации
какие-либо дальнейшие рассуждения о возможности сделки малопродуктивны. С
точки зрения бизнеса можно говорить о том, что частные российские инвесторы не
будут покупать актив без гарантий не только вернуть вложенное, но и получить
прибыль - иначе это не бизнес. Должно пройти какое-то время, возможно
продолжительное, за которое могут случиться события, которые изменят расклад
сил и возможностей сторон - тогда эта тема может быть станет вновь актуальной.
А пока можно констатировать только одно: для
МЗКТ
наступают не лучшие времена. Хотя это не означает, что времена будут худшие.
Впрочем, об этом пусть думает новое руководство
МЗКТ
и руководство другой страны, а своё видение - что им делать - указал выше.
|
|
|