|
"Октоберфест" в Москве
Я недолго думал в какую рубрику поместить материал о прошедшем "Дне Технологий
BMW", который состоялся 26 октября 2006 г. в Москве. Конечно же в рубрику
"Праздники"! В этом году "День Технологий BMW" удачно совпал с праздником
"Октоберфест", с этим традиционным немецким праздником, который проводится в
Германии
с 1819 г. и отличается своим размахом, веселым духом и гостеприимством. А
поскольку компания BMW родом из Баварии, и не просто из Баварии - из Мюнхена,
из города, являющегося столицей "Октоберфеста", то тем более понятно, почему об
этой замечательной традиции было решено вспомнить и познакомить с ней всех
гостей, пришедших на "День технологий BMW". Впрочем, даже если бы не такое
изумительное совпадение, то интереса к технологиям BMW меньше не стало бы, ведь
эта немецкая компания занимает лидирующие позиции в ряде областей применения
новейших автомобильных технических разработок.
"День Технологий BMW": две точки зрения
|
Летели
в самолете физик и математик. Физик посмотрел вниз, увидел на поле отару овец и
произнес:
- На поле пасутся чёрные овцы.
После этого в иллюминатор посмотрел математик и сказал:
- На поле пасутся овцы, чёрные сверху.
Ну никак не мог математик из салона летящего самолета заглянуть овцам вниз
и посмотреть, какого они там цвета. Поэтому математик сказал именно то, что он
увидел.
Герасимов
Вячеслав Яковлевич,
мой школьный Учитель математики 9-10 класса |
- И всё-таки могут ли хоть что-нибудь из той информации, которая появляется
на лобовом стекле, увидеть пассажиры? - не унимался я. - Пусть даже не
совсем чёткое изображение, ну или хотя бы его краешек?
- Теоретически какую-то часть информации может увидеть только пассажир,
сидящий за спиной водителя. А как это обстоит на практике, можно будет узнать
на предстоящем тест-драйве, - ответил Борис Севостьянов, специалист по
техническим вопросам компании BMW Russland Trading. - Одна из машин, на
которой можно прокатиться, оснащена Head-Up Display.
Пришлось мне самому через непродолжительное время стать экспериментатором. И я
получил удивительный результат, который несколько отличается от той теории,
которую нам рассказывали на технической презентации специалисты BMW. Но о
полученных мною результатах, верных и с физической, и с математической точки
зрения, как и о Head-Up Display, будет рассказано ниже.
Если попытаться подробно рассказать о всех новейших автомобильных технологиях и
инновациях, про которые говорилось на "Дне Технологий BMW", то это потянет не
на одну толстую книгу. Поэтому здесь очень коротко будут затронуты лишь три
темы - автомобили с водородными двигателями, Night Vision и Head-Up Display.
Всю остальную информацию редакция "Автомобильного каталога"
www.autocatalogue.ru постепенно разместит в разделе
"Новости BMW".
Технологический прорыв BMW
"Уже в следующем году мы с гордостью представим наш технологический прорыв:
компания BMW начнёт производство представительских седанов
BMW Hydrogen 7.
Эти автомобили с экологически чистым двигателем, работающим на водороде, будут
производиться серийно. Таким образом, компания BMW опять доказывает своё
лидерство, перенося идеи в производство, когда у других производителей всё ещё
находится на уровне концепт-каров. При этом
BMW Hydrogen 7
сохранит свои выдающиеся динамические качества: 6-литров, 12-цилиндровый
водородный двигатель развивает 260 л.с., разгон до 100 км/ч за 6 секунд,
максимальная скорость: 230 км/ч", - сообщил на пресс-конференции,
посвящённой "Дню Технологий BMW",
Кристиан Кремер,
президент
BMW Group Russia.
Как заявил г-н
Кремер,
водородное топливо в
Германии
стоит меньше чем бензин. К сожалению, мне не удалось поговорить с президентом
BMW Group Russia
на эту тему, поскольку я был очень сильно занят уже упоминавшимся
экспериментом. Но тема автомобилей с двигателями, работающими на
альтернативных видах топлива, весьма интересна, тем более прозвучавшее
заявление для многих стало неожиданным. Также, по словам г-на
Кремера,
в настоящий момент в
Германии
работает всего 10 заправок для водородных автомобилей, из них три в Мюнхене. Но
уже достаточно скоро (если "скоро" мерять в понятиях руководства нефтегазовых
компаний) может возникнуть любопытная ситуация, при которой автомобили в
"старушке" Европе в массовом порядке будут заправляться альтернативными видами
топлива.
В этом вопросе нужно учесть и политический фактор. Некоторые эксперты не
исключают смену ориентиров
России,
то есть может произойти переориентация нефтегазовых потоков, поставляемых
сейчас в Европу. В этом случае, как предрекают те же эксперты, первые 3-4 года
Европе придётся очень тяжело, но не смертельно. А уже через 10 лет Евросоюз
полностью решит энергетическую проблему и ему поставки из
России
будут вообще не нужны. Многие поспорят с этим прогнозом - не отрицаю, всё может
произойти с точностью до наоборот. Но факт на лицо - работы по перспективным
автомобилям, например по
BMW Hydrogen 7,
вышли на финишную прямую. Теперь достаточно построить сеть заправок в
Германии
(а потом и в других странах), принять необходимые стандарты и законы (если они
ещё не приняты) - и всё будет OK. Ну или, если хотите математически точно,
значительная часть эксплуатируемых автомобилей будет заправляться не бензином и
дизтопливом, а чем-нибудь ещё. Это, скорее всего, произойдет - раз о негативном
(для Европы) варианте поставки российских нефти и газа заговорили во весь
голос. Конечно, водород надо откуда-то добывать. И здесь тоже не всё просто.
Хотя заявление Кристиана Кремера о том что водородное топливо стоит меньше чем
бензин, наводит на размышления. Может быть меряется всё нынешними ценами на
нефть? Ну а вдруг цены на нефть рухнут? Или это такое соотношение цены
получается из-за разных налогов на бензин и на альтернативные виды топлива? Так
есть же ещё, наверное, дотации...
Здесь надо всё очень точно рассчитать. Только после того как будут известны
конкретные цифры, можно делать окончательные выводы. Однако приходится
признать факт: если для российской прессы делаются заявления о начале
производства "водородных" автомобилей, то, видимо, будут попытки осуществить
поставки их и в
Россию?
Сейчас во всём мире пик интереса к гибридным автомобилям и к автомобилям,
работающим на нетрадиционных видах топлива. Не остаются в стороне и россияне.
Например, рынок электромобилей "Toyota" в Москве начал формироваться серыми
дилерами, и лишь после того как количество эксплуатируемых машин достигло
определённой критической величины, это направление стало серьёзно беспокоить и
производителя. General Motors, по-видимому, не станет дожидаться когда серые
дилеры начнут формировать спрос - как заявил пару месяцев назад Яцек Горски,
Генеральный директор "Дженерал Моторс СНГ" в
интервью
нашему "Автомобильному каталогу" www.autocatalogue.ru, рассматривается
возможность представить в
России
в следующем году Chevrolet Tahoe с гибридным двигателем.
Да и у нас, в
России,
АвтоВАЗ уже несколько лет подряд ведёт разработки автомобилей, работающих на
альтернативных видах топлива. Как заявляют представители завода, их машина при
массовом производстве будет по стоимости абсолютно такой же как и обычная
"десятка" с двигателем внутреннего сгорания (сам прототип LADA ANTEL 2, в
конструкции которого используются топливные элементы, был представлен и на
зарубежных выставках, и на последнем Московском Автосалоне). Проблема только
одна - купленную машину будет негде заправить. Сам завод строить заправки не
будет - это не его задача, это решение должно быть принято на государственном
уровне. Может быть опыт
Германии
и BMW даст какой-то толчок, а там и в
России
крупные бизнесмены пересядут на
BMW Hydrogen 7?
Это может произойти очень скоро, только предварительно вспомним, что "скоро" -
это "понятие", которым пользуются руководители некоторых нефтяных и газовых
компаний, для которых три обещанных года - всё равно что завтра. ;)
Система ночного видения
Вам приходилось ездить в ночное время по неосвещенным дорогам? Если ответ на
этот вопрос отрицательный, вероятно Вы живёте не в
России.
В том же Евросоюзе дороги стараются освещать ночью. У нас же плохо освещенные
дороги - это составная часть одной из двух извечных проблем - плохие дороги.
Тем более если математически всё это сложить :) - что получится? - Правильно:
плохо освещенные плохие дороги (ну или иначе: неосвещенные плохие дороги).
Полностью эту проблему одни лишь автопроизводители решить вряд ли смогут (ну не
устанавливать же им столбы освещения вдоль трасс), но облегчить жизнь водителю
можно и здесь. Уже несколько лет ведущие автомобильные компании разрабатывают
системы, дающие человеку за рулём возможность видеть несколько больше, чем это
позволяют самые совершенные фары. Принципы, на основе которых могут работать
такие системы, неплохо изучены, например, специалистами в области вооружений и
военной техники. Одной из технических реализаций является установка
инфракрасных датчиков, которые передают данные в компьютер, а после обработки
дорожная обстановка выводится на дисплей.
Не стоит в стороне и компания BMW. "Система ночного видения - Night vision -
ещё одна уникальная разработка наших специалистов. Встроенная в бампер машины
инфракрасная камера реагирует на тепло, излучаемое людьми, животными и другими
объектами на дороге. Охватывая расстояние в 300 метров перед автомобилем,
система ночного видения позволяет водителю чётко среагировать на опасную
ситуацию", - уточнил Кристиан Кремер.
Какими бы хорошими фарами не был оборудован Ваш автомобиль, такая система,
согласитесь, очень даже полезна. В автомобилях BMW 5-й, 6-й и 7-й серий,
которые оборудуются такой системой, данные выводятся на дисплей на центральной
консоли. Само изображение выводится не в цветном, а в чёрно-белом изображении.
Специалисты BMW отмечают, что некоторые автопроизводители ставят подобные
системы и выводят на дисплей информацию в "цвете". Это, конечно, красиво, но
малофункционально, поскольку человеку сложнее выделить и оценить главное -
появление препятствия. Черно-белое изображение этот недостаток устраняет.
"Теплые" объекты отображаются несколько ярче фона, что позволяет водителю
боковым зрением реагировать на изменение картинки, отображающейся на дисплее,
иными словами, на появление препятствия. Расстояния 300 метров вполне
достаточно для того чтобы можно было принять правильное решение. Естественно,
в системе Night vision есть функции, позволяющие масштабировать изображение,
менять параметры яркости и т.д., то есть можно осуществить настройку монитора
для наиболее приемлемого восприятия для глаз. У этой системы есть и побочный
эффект - Night vision работает и тогда, когда машина неподвижна. Кому-то это
тоже может пригодиться.
Как было заявлено на пресс-конференции, применение этой системы полностью
согласовано со всеми необходимыми инстанциями, в частности, с военными. А это
значит, что новую систему россияне уже сейчас могут заказать у официальных
дилеров BMW. Только хотелось бы, чтобы специалисты дилерских салонов были
своевременно наделены знаниям, какие из автомобилей BMW оборудованы системой
Night vision, так как тест-драйв, на котором присутствовала пресса, этот
недочет обнажил. Хотя, с другой стороны, это радует - корреспонденты СМИ всё
узнали раньше.
Head-Up Display
Военные технологии всё больше проникают на гражданку. Не так давно системы,
отображающие информацию на стекле, использовались исключительно в боевой
авиации. В последнее время такие системы стали применять и в автомобилях.
Например, ещё в конце 1990-х гг. на
Chevrolet Corvette пятого поколения
появился Head Up Display (HUD) - система, дополнявшая аналоговую приборную
панель, проецируя данные спидометра и тахометра прямо на нижнюю часть лобового
стекла, покрытого специальным слоем.
Инженеры из Мюнхена пошли несколько дальше. Head-Up Display, который уже
устанавливается на некоторые серийные модели BMW, позволяет отображать широкий
спектр информации - текущую скорость движения и установленную скорость при
наличии круиз-контроля; индикацию отслеживаемого автомобиля и выбранного
временного расстояния до идущего впереди автомобиля; данные, полученные от
системы навигации (например, графическую индикацию, указатель поворота,
следующую улицу, расстояние до перекрёстка/ответвления)... Кстати, в области
навигационных систем BMW также предлагает очень много интересного - причём для
России,
и к этой теме мы ещё как-нибудь вернемся.
Принцип действия Head-Up Display (или "Виртуальный дисплей") очень похож на
принцип действия обычного ЖК-проектора. Но если обычный проектор выводит
изображение на ровный экран, то здесь роль экрана выполняет лобовое стекло
автомобиля, имеющее двойную кривизну, и чтобы не было искажений отображаемой
информации, луч света проходит через довольно сложную систему зеркал. Как и
другие автопроизводители, BMW на автомобили, оборудованные "Виртуальным
дисплеем", ставит специальное лобовое стекло. Если этого не сделать, то
изображение всё равно будет видно, но оно будет "двоиться", так как луч света
будет отражаться и от внутренней, и от наружной поверхностей стекла.
Специальное лобовое стекло на автомобилях BMW содержит полимерную пленку в
форме клина между внутренним и наружным слоями, которая позволяет получить
четкую картинку.
Само изображение проецируется таким образом, чтобы водитель воспринимал
выводимую информацию как если бы он смотрел чуть-чуть поверх передка
автомобиля, то есть виртуально изображение видно на расстоянии примерно 2,2
метра. Именно такое расстояние наиболее благоприятно для водителя, управляющего
автомобилем. А почему отображение информации на лобовом стекле очень даже
желательно, особых пояснений не нужно - любой взгляд на панель приборов
требует, пусть и короткого по времени, но переключения внимания, что может
привести к неблагоприятным последствиям. В целом Head-Up Display - очень
удобная штука, которая многим понравится.
Что же касается лобовых стёкол, которые требуются для работы "виртуального
дисплея", то по стоимости они не очень сильно отличаются от обычных. Только при
замене лобового стекла нужно сделать правильный заказ, но в этом всегда помогут
официальные дилеры.
Результаты эксперимента
На технической презентации мне было особенно интересно - видят ли хоть
что-нибудь пассажиры из той информации, которая отображается Head-Up Display.
Зона видимости "виртуального дисплея" всего примерно 13 сантиметров по ширине и
9 сантиметров по высоте. И, как говорил Борис Севостьянов, пассажир, сидящий за
водителем, теоретически может увидеть какую-то часть изображения. Но что-то тут
не так, не могут пассажиры не видеть изображения! Законы физики я отменять не
собираюсь, но и на слово верить не буду!
Подхожу к новенькой BMW 530xi, оснащённой Head-Up Display. Сажусь на
водительское сиденье, смотрю на нижнюю часть лобового стекла. Вот он,
виртуальный дисплей! Информация о скорости видна отчётливо. Жаль, что эта
"пятёрка" без системы навигации - хотелось бы увидеть возможности в полном
объёме. Но для проведения эксперимента - достаточно.
Отклоняю голову чуть влево - изображение в левом краю становится менее ярким.
Ещё больше наклоняю голову - вижу чистое лобовое стекло. Аналогичный результат,
если немного отклониться вправо, вверх или вниз. Ну что же - пассажир справа на
переднем сиденье точно ничего не увидит - туда можно не садиться для
продолжения опыта.
А теперь пересаживаюсь на второй ряд сидений, за руль садится один из моих
коллег. Пытаюсь увидеть картинку на лобовом стекле - не тут то было! Спрашиваю:
"Head-Up Display включен?" - "Да, - отвечают мне. - На лобовом стекле цифры
есть". Все гениальное - просто. Зону видимости Head-Up Display заднему
пассажиру полностью перекрыл... подголовник! ;) Что-то я ещё не встречал ни
одного водителя, который ради удобства пассажира удалит подголовник со своего
сидения. А тем более в BMW - машине, которую мы все уже давно привыкли считать
автомобилем для водителя, а не для пассажира. Замечу ещё один интересный момент
- снаружи информацию, выводимую на лобовое стекло, я тоже не смог разглядеть.
Так что теперь могу сказать - ничего не увидят пассажиры на "виртуальном
дисплее", даже теоретически. А уж если хотите сами узнать всё математически
точно - перед покупкой новой BMW обратитесь к официальным дилерам и попросите
машину с Head-Up Display на тест-драйв. После тест-драйва Вы сами выберете,
какая точка зрения Вам по душе - математическая или физическая. Тут, как и о
вкусах, я спорить не буду.
А вообще, пассажиру какая-либо информация, отображаемая на лобовом стекле,
нужна? Не исключено, что в автомобилях для спецслужб пассажиру справа кое-что
пригодилось бы... Да ещё если Head-Up Display может быть интегрирован с другой
системой - Night vision.
Это только начало
На "Дне Технологий BMW" было подробно рассказано и о других системах и
технологиях - об интеллектуальной системе полного привода xDrive, активном
рулевом управлении Active steering, о навигационной системе, а также о новинках
модельного ряда BMW второй половины 2006 г. На BMW 335i Coupe - абсолютно новом
купе 3-й серии
с двигателем Twin Turbo - можно было самим прокатится. А пируэты, которые
выделывала на этой новинке Екатерина Каренина, инструктор школы водительского
мастерства BMW, восхитили всех.
Я не припомню, чтобы ещё какой-нибудь автопроизводитель проводил в
России
что-то похожее на "День Технологий". Однако на одной этой теме BMW
останавливаться не будет. В будущем "День BMW" станет доброй ежегодной
традицией и такой "День" всегда будет разнообразным, в том числе праздником
мощности и скоростей в режиме Formula 1. А если традицией станет проведение
"Дня BMW" в октябре, то будет просто замечательно, ведь именно в октябре
проводится "Октоберфест"!
Александр Привалов,
со своей собственной точкой зрения ;)
|
|
|