|
Часть 5.
Перейти к начальной странице статьи
Что реально ВАЗ может и чего не может позаимствовать из опыта
Logan?
- Автомобиль максимально упрощенной конструкции и комплектации -
выполнимо.
- Широкое заимствование уже производимых узлов (сокращение номенклатуры) -
выполнимо.
- Масштабное производство по всему миру (довести до 1 миллиона в год) -
нет, не более 250-300 тыс. в год, что при прочих равных условиях означает
прирост себестоимости на 5-10%.
- Излишки производственных мощностей - имеются только по "классике",
сильно изношенные и несовершенные.
- Готовые технические решения, сокращающие объём доводочных работ -
в большей степени "нет", чем "да". Системное откладывание нерешенных
вопросов "на потом" привело к тому, что никакого задела на
ВАЗе
практически нет. Зато зарплата у разработчиков мизерная (по меркам Европы), так
что невозможность существенного сокращения сроков проектирования ещё не
означает значимого удорожания по этой статье расходов.
- Экономия на зарплате при производстве - не удастся (средняя зарплата по
ВАЗу
на 2006 г. - 430-450$ в месяц с перспективой роста к 2010 г. вплоть до 600$ в
месяц).
- Стабильность валют - рубль так же, как и Euro три-пять лет назад,
стремительно дорожает по отношению ко всем мировым валютам. Рост зарплаты по
России
(даже в долларовом исчислении) не отстает от инфляции: 9-10% в 2006 г., не
менее 5-6% к 2010. Все это также в минус.
(Уточнение автора: к концу 2007 г.
средняя заработная плата на
ВАЗе
перешагнула рубеж в 600$, а в ряде производств превышает и 800$, и 2010 г.
дожидаться не пришлось; колебания Доллар/Евро дали о себе знать).
Дополнительно. Из-за требований по CO2
дешёвым такой автомобиль после 2012-2015 гг. может быть только при условии
нахождения в классах "А" или "А+" (лёгкий, с минимальной фронтальной проекцией
и двигателем минимального объёма). Для того, чтобы иметь экстремально низкий
расход топлива на традиционном бензиновом двигателе, не прибегая (по крайней
мере до 2020 г.) к необходимости применения дорогостоящих (1000-2000$)
мероприятий (турбодизель или КСУ). Такого граничного условия для
Logan
не было. Привычный для
ВАЗа
(и для его традиционного потребителя) автомобиль классов В/С в рамках
изложенной идеологии невозможен.
Технические (конструкторско-технологические) и организационно-ментальные
задачи, требующие решения.
- Спроектировать трансмиссию, прежде всего КП с Главной Передачей (ГП) - для
переднеприводного автомобиля поперечной схемы так, чтобы на 80-85%
использовалось оборудование, имеющееся в избытке для заднеприводных а/м
(трёхвальная КП).
- Спроектировать двигатель рабочим объёмом 0,9-1,2 л, используя на 85-90%
имеющиеся излишки оборудования для производства двигателей Ац=95 мм
(Примечание автора: Ац -
межцентровое расстояние между осями цилиндров. Ац=95мм - это размерность и все
технологические линии для заднеприводных а/м: от
ФИАТ-124,
они же ВАЗ-2105 / 2107 / 2121. Отличие новых линий - переднеприводного
семейства
2108
/ 2110 / 2170 /
1118
- моторы с межцентровым расстоянием Ац=89мм).
- Убедить технологов и производственников, что всё изложенное по пунктам 1 и
2 реально, технически и организационно выполнимо. До этого, убедить
разработчиков, что этим надо заниматься. Так как многие конструкторы не желают
думать, как использовать и доводить уже имеющееся, на чем поставлен крест 10-20
лет назад (причём далеко не всегда оправданно и заслуженно).
- Добиться аэродинамики, превосходящей уровень 2110, отработав в
аэродинамической трубе форму кузова, при малых габаритах имеющего Сх не более
0,3.
- Прежде всего компоновщикам обеспечить полезный внутренний объём (на малом
кузове), не сильно уступающий уровню "классики" и семейства
2108.
- Специалистам по пассивной безопасности совместно с разработчиками
обеспечить выполнение требований фронтального и бокового удара на автомобиле
малых габаритов без использования дорогостоящих мероприятий (подушек
безопасности и т.п).
smart,
кстати, при габаритах 2500х1500х1500 и отсутствии переднего свеса, требования
по удару выполняет.
- Дизайнерам найти решения, при которых в общем-то маленький автомобиль
казался бы максимально большим и солидным.
- Службам маркетинга и рекламы заранее найти решения, позволяющие убедить
традиционного потребителя ВАЗовской продукции, что малый автомобиль снаружи,
ещё не обязательно плох, только потому, что он мал (одна из нерешенных проблем
автомобиля ВАЗ-1111 "Ока"), несмотря на то, что на малых наружных размерах его
недостатки и заканчиваются.
При условии выполнения граничных условий, изложенных выше, реально создание
автомобиля, находящегося в ценовом диапазоне (для самых простых комплектаций):
4500-5500$ - в период до 2012-2015 гг. и 5500-6500$ после 2020 г.
Продолжение статьи
В следующих частях статьи подробно
рассказано о том, каким может быть автомобиль "тяжёлого периода".
|
|
|