|
Уникальный образец шасси в арктическом исполнении
После вхождения
Брянского автомобильного завода
в состав
Концерна ВКО "Алмаз - Антей"
в значительной мере активизировались НИОКР по созданию новых СКШТ в интересах
Концерна,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС),
заказывающих управлений
Минобороны России (МО РФ),
для отраслей народного хозяйства
России
и для инозаказчиков. Одним из направлений этих работ является изготовление и
проведение натурных испытаний
образца шасси БАЗ-69092
в экстремальных условиях Республики Саха (Якутия).
СКШТ БАЗ четвёртого поколения хорошо зарекомендовали себя в Вооружённых Силах
РФ - эта техника более 15 лет выпускается серийно и поставляется по
Государственному оборонному заказу. Серийные СКШТ надёжно работают при
температурах от -50°C до +50°C. Однако климат Заполярья очень суровый:
например, в Якутии нередко температура воздуха доходит до -60°C, а в ряде
населённых пунктов преодолевает отметку -70°C и опускается ещё ниже. Но не все
знают, что в Якутии летом жарко: температура летом поднимается до +40°С, то
есть годовой перепад температур превышает 100 градусов - а это является
пределом для жизнедеятельности высших организмов на нашей планете. Разработка
техники для таких условий - задача крайне сложная. Так как активное освоение
Арктики уже начато, выдвигаются новые, более высокие требования к технике,
эксплуатация которой планируется в условиях экстремальных температур.
"Исходя из практического опыта, понимаю, что большинство современных
образцов техники, которую показывают на выставках как "северную", не могут
работать в реальных экстремальных условиях Якутии, - поясняет Председатель
регионального отделения "РОССОЮЗСПАС", Начальник
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
Николай Находкин.
- Я уверен, что подготовка транспортных средств к Арктике и Северу в
статичном состоянии в климатических камерах не отвечает требованиям времени и
условиям реальной эксплуатации. При температуре -50°С даже дышать надо
по-другому. Активно поработаешь на морозе, вспотеешь, а глубоко вдохнешь -
заработаешь воспаление легких. Также происходит с северной техникой, различные
коэффициенты расширения металла в условиях зимника, когда воздействуют снег,
вода, лёд, камни, низкие температуры и тепло гаража, могут расшатать любую
надёжную конструкцию. Чтобы научиться плавать, надо плавать - по книгам не
научишься. Северная техника должна соответствовать техническим заданиям,
выстраданным и выработанным на Севере, и испытываться в реальных экстремальных
условиях.
Своевременное прибытие к месту проведения поисково-спасательных операций -
важный фактор, который обеспечивает спасений человеческих жизней, -
утверждает
Николай Находкин.
- Нам необходима такая техника, которая может проехать по любым дорогам во
всех погодных условиях. 60% территории России относится к Северу, но у нас не
производится российская техника, приспособленная для собственной страны. В
Советское время существовала программа "Техника для Севера", она как-то
незаметно угасла. Необходимо её возобновить. Сейчас мы почему-то преклоняемся
перед Западом, стараемся угодить Европе. Однако
Брянский автозавод
производит технику, которая в значительной степени может быть приспособлена к
нашим задачам".
Специалисты
Брянского автозавода
к просьбе спасателей отнеслись с максимальной ответственностью и начали
проведение работ в инициативном порядке. На первом этапе работ было решено
подвергнуть серийное шасси
БАЗ-69092
(колёсная формула 6х6.1) испытаниям на заводском полигоне с участием
представителей из Якутии. Испытания, проведённые в Брянске в январе 2018 года,
в целом подтвердили правильность выбора.
Следует заметить, что
БАЗ
является единственным в
России
автозаводом, который изготавливает оборудованные шасси (максимально
приспособленные для установки оборудования заказчика), что позволяет на них
сразу, без доработок, монтировать комплексы и системы вооружения и военной
техники. Опыт по изготовлению оборудованных (с учётом требований потребителей)
шасси очень пригодился при изготовлении
образца шасси в северном исполнении.
При изготовлении следующих образцов их конструкция будет доработана с учётом
результатов испытаний и эксплуатации серийной техники в условиях Арктики.
Показатели технической характеристики
образца в арктическом исполнении, созданного на базе шасси БАЗ-69092,
приведены в таблице.
№ п/п |
Параметр |
Значение |
1 |
Колёсная формула |
6х6.1 |
2 |
Снаряжённая масса, кг |
15250 |
3 |
Масса перевозимого груза, кг |
15000 |
4 |
Полная масса шасси с платформой, кг |
30250 |
5 |
Масса буксируемого прицепа, кг |
20000 |
6 |
Двигатель (модель) производства ТМЗ |
8424.10-32 |
7 |
Мощность двигателя, л.с. |
470 |
8 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км |
1500 |
9 |
Глубина преодолеваемого брода, м |
1,4 |
10 |
Высота преодолеваемого снежного покрова, м |
1,5 |
11 |
Максимальная скорость с прицепом, км/час |
80 |
Особо необходимо акцентировать внимание на следующем:
1. Согласно документам, предприятиями народно-хозяйственного комплекса СКШТ БАЗ
ставятся на учёт не как автомобильная техника, а как тракторная техника, что
позволяет избежать ряда проблем, имеющих место в случае постановки на учёт и
эксплуатации автомобильной техники в северных регионах. Для управления шасси и
тягачами БАЗ следует получить права иного образца, нежели для управления
автомобилем любой категории. Как показал опыт, в структурах
МЧС
и
"РОССОЮЗСПАС"
в Якутии не возникло никаких проблем с подготовкой специалистов.
2. СКШТ БАЗ могут быть укомплектованы различными кабинами, в том числе кабинами
увеличенного объёма для установки в них дополнительного оборудования и/или
размещения экипажа.
3. По заказу
Минобороны России
разработан и прошёл предварительные и государственные испытания
образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС
на шасси
БАЗ-6910-021
(колёсная формула 8х8.1). Такая техника может быть востребована при проведении
спасательных операций.
Всё это также привлекает заказчиков, эксплуатирующих технику в условиях Арктики
и Крайнего севера.
Продолжение ...
|
|
|