|
Информация об испытаниях образца шасси в Якутии
Важная часть НИОКР при разработке автомобильной техники - проведение
климатических натурных испытаний образцов в длительных целевых экспедициях для
подтверждения конструктивных и эксплуатационных характеристик выпускаемой
техники, в том числе в условиях экстремально низких температур Крайнего Севера
и снежной целины. В таких экспедициях принимают участие технические специалисты
Брянского автозавода
для объективной оценки выявленных замечаний и принятия оперативных мер по их
устранению.
Ещё одна особенность испытаний
"арктического" шасси БАЗ-69092
заключалась в том, что
в Якутию его доставили самолётом. Такая транспортная операция была совершена
впервые и позволила проверить возможность доставки шасси в отдалённые регионы
самолётом. Авиатранспортировку в Якутск осуществил
"Роскосмос",
который предоставил для этой уникальной транспортной операции самолёт Ил-76.
Экипаж самолёта не только оперативно осуществил операции погрузки, крепления
(фиксации) груза в отсеке самолёта и последующей разгрузки в аэропорту Якутска,
но и проконсультировал специалистов
завода
о том, какие изменения следует внести в конструкцию шасси и тягачей для
улучшения их авиатранспортабельности. Этот опыт будет обязательно использован
при доработке руководства по авиатранспортировке СКШТ, что позволит существенно
сократить время, необходимое для подготовки систем и комплексов, смонтированных
на шасси, к транспортировке воздушным путём.
В Якутии заводским испытателям стали хорошо понятны известные слова северян.
Перефразируя их, можно сказать: "Вертолёт - хорошо, а шасси - лучше!"
Доставка грузов по земле всегда обходится на порядки дешевле, чем по воздуху.
Основная цель испытаний - проверить шасси БАЗ на дорогах Якутии, где другая
техника не может проехать. Из-за суровых климатических условий перевозки зимой
осуществляются преимущественно по временным сезонным дорогам - так называемым
"зимникам". Летом все зимники, проложенные вне русел рек, превращаются в
труднопроходимое бездорожье. Республика Саха (Якутия) является самым большим
регионом
России
по площади, пробеги техники за рейс в один конец составляют до 3000 км - при
таком километраже использование гусеничной техники из-за её малого ресурса
крайне нецелесообразно. Создание же колёсной транспортной техники для таких
условий эксплуатации является крайне сложной задачей, но её решение найти
необходимо - требуется осуществлять доставку больших объёмов грузов в
населённые пункты Якутии, которые летом полностью отрезаны от наземного
снабжения.
За первые месяцы испытаний
шасси БАЗ-69092
уже получены положительные результаты. С апреля по дорогам Якутии были
осуществлены пробеги по автозимнику от г. Якутска до населённого пункта
Себян-Кель и обратно протяжённостью маршрута 1120 км. Отмечено, что, несмотря
на негабаритную ширину (2750 мм),
"арктический" БАЗ-69092
высокой проходимости не портит колею зимников -
КАМАЗы
и
УРАЛы
повышенной проходимости могут передвигаться позади
испытываемого образца
без каких-либо затруднений.
"Машина БАЗ уверенно идёт по снегу, не каждый полноприводный автомобиль
проедет по такой снежной целине, - делится впечатлениями Председатель
регионального отделения "РОССОЮЗСПАС", Начальник
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
Николай Находкин.
- Такие высокие вездеходные качества показаны и на наших дорогах, где мы
сейчас стараемся не ездить на тяжёлой технике. Нам нужно по земле доставлять
грузы в населённые пункты, куда мы можем долететь только на вертолётах.
Надеюсь, что техника БАЗ поможет нам сэкономить значительные средства".
Первые проезды по бездорожью также не выявили каких-либо существенных проблем:
шасси БАЗ-69092
уверенно передвигается по снежной целине, по руслам рек и ручьёв, пробивает
торосы. Установленные на образце экраны эффективно защищают элементы
трансмиссии, пневмо- и электрическую системы шасси.
В третьей декаде апреля были проведены испытания в районе населённого пункта
Жатай. Движение по участку протяжённостью 44 км осуществлялось со скоростью
20-25 км/ч. Серьёзных поломок не было, однако в протоколе от 26 апреля 2018 г.
зафиксировано всё до мелочей, в том числе и то, что по дороге лесного массива
было разбито зеркало заднего вида. Испытатели ГКУ РС (Я) "Служба спасения
Республики Саха (Якутия)" и
Брянского автозавода
записали в документе: "В северных условиях используется каждый сантиметр
свободного пространства техники. Есть впечатление, что здесь
(на образце - Прим. авт.) расположение
агрегатов более вольготное. Для данной мощной техники кузов большой
вместимости. Во время испытаний по этим маршрутам шасси себя зарекомендовало с
хорошей стороны, проходимость хорошая".
В летний период были продолжены испытания образца в Якутии. Одним из этапов
испытаний стала доставка гуманитарных грузов для улусов, пострадавших от
наводнений (весеннего половодья). Так, при поддержке Регионального отделения
"РОССОЮЗСПАС"
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
в период с 3 по 5 июля 2018 г. проведён пробег образца с грузом (насосы с
двигателями в упаковках, кровати в упаковках, спальные принадлежности и др.).
Маршрут - г. Якутск - с. Чурапча (Чурапчинский улус) - с. Борогонцы
(Усть-Алданский улус). Протяжённость маршрута в одну сторону - 514 км смешанной
дороги общего пользования (в том числе, 506 км по грунтовой дороге), включая
паромную переправу через р. Лена. Согласно Протокола испытаний от 6 июля 2018
г., образец выехал из Якутска 3 июля в 05.00, прибыл обратно в Якутск на базу
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
5 июля в 17.35. В ходе рейса движение по грунтовой дороге осуществлялось со
скоростями от 35 до 65 км/ч. Данные испытания показали, что средняя скорость
образца значительно выше скоростей движения других транспортных средств
аналогичной грузоподъёмности по данному маршруту.
Также были проведены пробеговые испытания
образца БАЗ-69092
по доставке тяжёлого груза. В период с 20 по 22 июля 2018 г. была успешно
осуществлена доставка Гуманитарного груза (10 ящиков кирпича, масса груза 14 т)
пострадавшим от весеннего паводка населённым пунктам по маршруту: г. Якутск -
с. Амга (Амгинский улус) - Нижний Бестэх - г. Якутск, включая паромную
переправу (протяжённость маршрута от г. Якутска до с. Амга - 214 км смешанной
дороги общего пользования, в том числе 207 км грунтовой дороги). Согласно
Протокола испытаний, скорость движения образца по грунтовой дороге составила
30-55 км/ч. Особенностью этого этапа испытаний стала проверка характеристик
шасси при грузоподъёмности близкой к максимальной; такие испытания было
необходимо провести в связи с тем, что другие транспортные средства,
эксплуатируемые
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)",
не позволяют осуществить единовременно доставку груза такой массы по указанному
маршруту в связи с тяжёлыми дорожными условиями.
В настоящее время ведётся подготовка
образца шасси БАЗ-69092
к испытаниям при сверхнизких температурах. Опыт весенне-летних испытаний ещё
раз доказал: хотя никаких чрезвычайных происшествий не произошло, в условиях
Якутского бездорожья и крайне низкой плотности населения в этом северном
регионе обязательным условием выхода в рейс является наличие ещё одного
транспортного средства. Необязательно в качестве машины обеспечения испытаний
и/или мобильной лаборатории - по-одиночке в Якутии никто не выходит в обычные
дальние рейсы. В ходе предшествующих этапов испытаний
"арктический" БАЗ-69092,
как правило, сопровождал экипаж
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
на вездеходе более лёгкого класса, которые штатно состоят на вооружении
якутских спасателей. Целесообразно направить в Якутию на испытания ещё один
образец шасси БАЗ, причём иной модели; наиболее оптимально для этого подошёл бы
образец ремонтно-эвакуационной машины колёсной средней РЭМ-КС
на шасси
БАЗ-6910-021
(колёсная формула 8х8.1), доработанном с учётом весенне-летних испытаний
шасси БАЗ-69092
и пожеланий эксплуатирующей организации. Так как образец
РЭМ-КС
принят на снабжение Вооружённых Сил РФ, его можно использовать формированиями
МЧС
и
"Службы спасения" ("РОССОЮЗСПАС")
по предназначению. В состав оборудования
РЭМ-КС
также входят кран-манипуляторная установка и комплект оборудования, которые
содержатся в перечне пожеланий якутских спасателей.
Начальником
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)"
Находкиным Н. А.
по результатам пяти месяцев испытаний подготовлен и направлен на
Брянский автозавод
ряд пожеланий, которые следует реализовать как в ходе доработки серийных
образцов, так и при разработке нового семейства СКШТ. Для спасателей Якутии
пробег 1000 км недостаточен, высказана просьба о существенном увеличении этого
показателя (до 2500 км). Завод готов оснастить образец дополнительными
топливными баками, компоновка шасси позволяет это легко сделать: выше было
отмечено "вольготное расположение агрегатов", иными словами имеется
достаточное количество свободных мест для установки дополнительного
оборудования по требованию заказчиков.
Есть вопросы к шинам: сегодня отечественные шинные заводы не производят серийно
шины модели
ИД-370
(ранее производились на
Украине),
а шины белорусского производства, как показали первые месяцы испытаний, не в
полной мере соответствуют требованиям Арктики. Предприятием
ООО "ЯШЗ Авиа"
(г. Ярославль) изготовлен российский аналог шины
ИД-370
и комплект шин сейчас проходит испытания на полигоне
Брянского автозавода,
после чего эти шины планируется отправить в Якутию для проведения испытаний в
составе
шасси БАЗ-69092.
Технические службы
завода
уже начали работу по реализации пожеланий
ГКУ РС (Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)".
Параллельно
АО "БАЗ"
организовало на предприятии центр по обучению водителей, которым предстоит
эксплуатация такой техники в будущем.
Продолжение ...
|
|
|