|
 |
|
 |
 |
20 февраля 2007 г. |
|
|
 |
 |
Куда катится российский автопром?
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Часть 2.
Перейти к начальной странице статьи
Что такое "отечественный автопром"?
|
"Я
не знаю, что такое "автомобильная отрасль". Думаю, что это старинное название
какого-то определённого Министерства со всеми составляющими и никакой такой
"автомобильной отрасли" нет. Есть рынок автомобилей, есть производящие этот
товар предприятия, бизнес. Причём у всех этих производителей, у всех этих
структур своё собственное положение, очень отличное друг от друга."
Владимир Каданников
Председатель Совета
ОАО "Национальный торговый банк"
(из речи, произнесённой 02.11.2006 г.) |
Исторически сложилось, что когда мы произносим слова "отечественный автопром",
то подразумеваем
АВТОВАЗ,
ГАЗ,
"КАМАЗ",
ЗИЛ
и другие заводы, которые существовали ещё во времена
СССР.
Некоторые по-старинке добавляют в этот список
МАЗ,
ЗАЗ
и другие предприятия, находящиеся сейчас в ближнем зарубежье. И в то же время,
купив новенький
Ford Focus,
произведённый на заводе в
России,
гордо именуем этот автомобиль "иномаркой", полагая при этом, что всеволожский
"Фокус"
не является продуктом российского автопрома.
А что думают на сей счёт сами автопроизводители? Зарубежным компаниям, которые
имеют, строят или планируют построить автомобильный завод (или заводы) в
России,
при подготовке этой статьи был задан всего один вопрос: "Считает ли Ваша
компания своё предприятие в
России
частью российской автомобильной промышленности? Или, перефразировав этот вопрос
иначе: можно ли говорить о заводе Вашей компании как о неотъемлемой части
отечественного автопрома?"
Так как заданный вопрос в чём-то риторический, а сама тема об "отечественном
автопроме" очень обширна, я попросил дать подробные комментарии. И ведущие
автопроизводители отнеслись к этой теме очень серьёзно. Вот как ответили на мой
вопрос:
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Ответ BMW
Согласно мнению аналитиков и последнему отчёту компании Pricewaterhousecoopers,
рост международного автомобильного рынка будет осуществляться за счёт ресурсов
стран BRIC
(Бразилия,
Индия,
Россия,
Китай).
За последний год эта тенденция проявилась особенно чётко: мы наблюдаем
значительный рост объёма продаж легковых автомобилей в
России
(на 20% за 2006 г.), который происходит, большей частью, благодаря уверенному
увеличению продаж машин иностранного производства (рост - более 60% за
прошедший год). Данный факт, во-первых, стимулирует приход на российский рынок
всё большего числа иностранных производителей и ранее не представленных марок:
в этом [2006 - прим. редактора] году это были
Infiniti,
Dodge,
Great Wall,
Alfa Romeo,
Fiat...
Во-вторых, побуждает иностранные компании как к строительству собственных
заводов
(Volkswagen),
так и открытию производственных линий на чужих мощностях.
Тем более отрадно осознавать, что локальное производство автомобилей марки
BMW
в
России
открыто ещё в 1998 г.: мы до сих пор являемся единственным представителем
класса "премиум" российского автомобильного рынка, имеющим здесь локальное
производство. Нашим стратегическим партнёром является завод
"Автотор"
в Калининграде. В данный момент на
"Автоторе"
компания
BMW Group Russia
производит легковые автомобили 3 и 5 серии, а также - с октября 2006 г. -
обновлённые внедорожники BMW X3. В дальнейшем мы планируем расширение
модельного ряда производственной линии на заводе за счёт одной-двух
серий.
Безусловно, локальное производство мы считаем стратегически важным: это
позволяет нам чутко реагировать на запросы рынка и формировать предложение в
соответствии со спросом. Более того, наше производство мы считаем важным и для
всего автомобильного рынка
России
в целом и существенной частью российской автомобильной индустрии. Речь идёт не
только о доле производимых в
России
автомобилей BMW в объёме общих продаж, но и о рабочих местах, а также том
факте, что нашим производством мы стимулируем активность как иностранных, так и
российских автомобильных компаний.
Ксения Климушина
PR специалист
BMW Group Russia
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Ответ
Ford Motor Company
Завод
Ford
во Всеволожске безусловно можно считать частью отечественной автомобильной
промышленности. Тем более, что если вспомнить историю, то именно с первого
советсткого Форда (модель АА),
сошедшего в конвейра в Нижнем Новгороде, можно начинать отсчёт советского
автомобилестроения.
Сегодня на заводе Форд под Петербургом работает более 2 000 россиян,
которые строят прекрасные российские Фокусы.
Екатерина Кулиненко
PA manager
Ford Russia
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Ответ Renault
В 1998 г. Renault и московская мэрия создали совместное предприятие
Автофрамос. В 2003 г. мы начали строительство завода, при этом Renault
инвестировала 250 млн. долларов.
На нашем производстве, расположенном в Москве, работает около 2000 человек, из
них иностранных специалистов - всего десять. Мы продолжаем инвестировать в наш
персонал: "растим" менеджеров из российских специалистов, многие операторы,
приходя к нам на производство, не имеют опыта и получают на Автофрамосе свою
первую профессию, затем повышают квалификацию.
Что касается самого производства, то на сегодняшний день локальная интеграция
уже достигла 30%. В будущем, в сооотвествии с нашим планом локализации, мы
доведем эту долю до 50%. К середине этого года производственные мощности завода
будут увеличены с 60 000 до 80 000 автомобилей в год. При этом мы
ищем возможности для дальнейшего расширения производства. Таким образом,
становится понятно, что Renault пришла в
Россию
надолго и намерена продолжать здесь своё развитие.
С другой стороны, Renault - автопроизводитель мирового масштаба, компания с
долгой и интересной историей и заслуженной репутацией. В 2005 и 2006 гг.
Renault завоевала титул чемпиона мира в Кубке конструкторов и среди пилотов
Формулы 1. Сегодня группа Renault, уже присутствующая в 118 странах, активно
развивается на международном уровне. Все заводы группы Renault работают в
соответствии с едиными высокими стандартами качества Системы Производства
Renault.
Поэтому Renault в
России
- это локальный производитель мирового уровня.
Ольга Сергеева
Менеджер по связям с общественностью
Renault Россия
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Ответ Nissan
Мы предпочитаем не оперировать определениями "российский" (отечественный) и
"иностранный" автопроизводитель. Мы считаем более точными в данном случае
термины "локальные" и "глобальные" автопроизводители. Конкуренция между этими
производителями идёт в двух плоскостях - по цене и по качеству. Ни один
глобальный автоконцерн сегодня не способен конкурировать по цене с "АвтоВАЗом".
Но совершенно очевидно, что тот уровень технологий, который предлагают
покупателям глобальные производители, позволяет им быть
конкурентоспособными.
Татьяна Натарова
Менеджер по связям с общественностью
ООО "Ниссан Мотор РУС"
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Ответ GM-AVTOVAZ
Компания GM-AVTOVAZ, созданная в 2001 г.
General Motors,
АВТОВАЗом
и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), стала первым крупным
международным совместным предприятием в российской автомобильной
промышленности. Завод был построен в рекордно короткие сроки - менее чем за 13
месяцев с момента подписания Генерального рамочного соглашения.
23 сентября 2002 г. с конвейера СП сошёл первый российский внедорожник
Chevrolet Niva. Активный выход компании на российский рынок сразу был отмечен
Гран-при журнала
"За рулём"
в номинации "Прорыв года". С тех пор Chevrolet Niva пользуется стабильным
спросом у потребителей. Рынок получил современный качественный
конкурентоспособный продукт: инженерами СП было инициировано более 3000
изменений в конструкцию автомобиля. Компания постоянно работает над улучшением
качества выпускаемой продукции.
Неслучайно по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ автомобиль Chevrolet
Niva по итогам 2004 и 2005 гг. стал самым продаваемым внедорожником на
российском рынке. А в 2006 г. был удостоен премии "Внедорожник года - 2006" в
классе "Компактный SUV".
За 4 года удалось создать не просто действующее производство, а рентабельный
завод, удовлетворяющий мировым стандартам по качеству, приносящий стабильную
прибыль и выплачивающий акционерам дивиденды.
Производственный план СП на 2007 г. увеличен, и Совет директоров рассматривает
возможность дальнейшего расширения производства.
Всего в компании работает 1300 российских граждан и 7 иностранных специалистов.
Создано свыше 1700 новых рабочих мест на заводах-поставщиках, более 500 рабочих
мест по контрактам на услуги внешних компаний и более 1000 у дилеров,
обеспечивающих услуги по продажам и послепродажному обслуживанию.
СП гордится своей принадлежностью к брэнду Chevrolet и возможностью внести свой
вклад в расширение модельного ряда, представленного в
России.
Ирина Шемякина
Эксперт по работе со СМИ
ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ"
Продолжение статьи
В следующей части - ответы на тот
же вопрос отечественных автопроизводителей. Вы узнаете мнение
ОАО "АВТОВАЗ",
"Группы ГАЗ",
компании
"Автотор"
и
ФГУП "НАМИ".
|
|
|
|
 |
|