|
Часть 13.
Перейти к начальной странице статьи
Так куда же катится российский автопром?
|
"Честно
говоря, я не вижу, каким образом мы можем противостоять иностранной
конкуренции. А ведь это только начало. В один прекрасный день мы можем
превратиться в нацию, существование которой сведётся к оказанию услуг, потому
что наши производители не могут конкурировать с иностранными
компаниями."
Генри Форд II, 1974 г. |
|
"Ну
почему же
России
так не везет? Почему все люди, которые точно знают, как правильно, легко и
быстро решить все российские проблемы, предпочли госслужбе
журналистику?"
Народный фольклёр
(анекдот) |
По-моему, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, уже неоднократно
звучал в прямом эфире. Я просто процитирую в хронологическом порядке, без купюр
и не выдирая из контекста.
27 сентября 2005 г.,
Москва, Кремль
Фрагмент стенограммы "Прямой линии с Президентом России"
Источник информации
здесь
В.ПУТИН: Что же касается в целом развития этого сектора
экономики
России
(автомобильной промышленности), то за последнее время Правительством был принят
ряд решений, которые вызывали разную реакцию у наших людей. Но хочу Вам
сказать, что все эти решения направлены только на одно: создать условия для
производства автомобильной техники на территории
Российской Федерации.
И многие компании уже пришли, уже работают здесь, в
России.
Вы знаете, это и
БМВ,
и из стран Азии производят машины у нас. Сейчас ведутся переговоры и с
"Фольксвагеном",
и с
"Мерседесом".
Но если в нашей экономике на нашей территории будут такие условия, что
иностранным компаниям выгоднее будет производить у себя, а к нам завозить, то
тогда никакого развития автомобильной промышленности в
Российской Федерации
не будет.
31 января 2006 г.,
Москва, Кремль, Круглый зал
Фрагмент стенограммы пресс-конференции для российских и иностранных
журналистов
Источник информации
здесь
В.ПУТИН: Что касается предложения по автопрому, как вы
знаете, приняты решения достаточно серьёзные, которые столкнулись и с
критическими замечаниями, особенно в сфере налогообложения, таможенного
налогообложения, связанного и с завозом устаревшей техники на таможенную
территорию
Российской Федерации.
Это очень чувствительная тема.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание на то, что
Правительство Российской Федерации сформулировало окончательно условия для
промышленной сборки автомобильной продукции на территории
Российской Федерации,
и эти условия, сформулированные Правительством, дают уже положительную отдачу.
Мы заключили уже соглашения с шестью крупнейшими,
международными по сути своей, автомобильными концернами по производству
автомобильной техники на территории
Российской Федерации.
С 14 крупнейшими автомобильными компаниями мира ведутся переговоры. Уверен, что
с большинством из них будут достигнуты положительные результаты в ходе
переговорного процесса. Это первое.
Второе, что касается объединения
ГАЗа,
АвтоВАЗа,
КамАЗа.
Конечно, это возможно. Но это должны определить собственники этих компаний при
поддержке государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том,
что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной
промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать
никаких решений.
25 октября 2006 г.
Фрагмент стенограммы "Прямой линии с Президентом России Владимиром Путиным"
Источник информации
здесь
В.КАРАБЦЕВ: Я Карабцев Владимир Сергеевич. На
КамАЗе
работаю 25 лет. Мне очень обидно, что в наши дни
Южная Корея
- чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира. А дело в том, что у них
существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых, собранных автомобилей
- у них разрешена только сборка. Что же касается
России,
то к нам и ввозятся, и продаются, как правило, подержанные автомобили, которые
уже непригодны для эксплуатации в Европе. В связи с этим у меня возникает такой
вопрос. Не пора ли и нам вводить жёсткие запретительные меры по ограничению
ввоза подержанной техники, не превращать
Россию
в свалку этой техники, а ездить на своих дешёвых и конкурентоспособных
автомобилях?
Спасибо за ответ.
В.ПУТИН: Владимир Сергеевич, хорошо, что Ваш вопрос
прозвучал в эфире, потому что ведь в нашей стране достаточно много людей,
которые возражают против принятия заградительных мер по завозу в
Россию
автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных. Потому что для
значительной части нашего населения, которая хочет пользоваться автомобильным
транспортом, в нашей стране, так же как и во многих других индустриально
развитых странах, машина - это не роскошь, а средство передвижения, и все
больше и больше мы в этом убеждаемся, у нас автолюбителей всё больше и больше
становится. Но вопрос в том, как организовать своё собственное производство? И
здесь, я думаю, нам не нужно с вами завидовать южнокорейцам - нужно просто
проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства.
И я должен сказать, что я доволен в целом - есть, конечно, и сбои, - но в целом
я доволен той линией, которая сейчас выбрана Правительством по этому
направлению.
Что, собственно говоря, делается? Правительство ограничило,
и Вы знаете об этом, завоз автомобилей, подержанных автомобилей определённого
срока. Но полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать
возможность гражданам всё-таки приобретать тот транспорт, который они в
состоянии купить исходя из своей покупательной способности. Но в то же время
приняты решения, согласно которым - и производители автомобильной техники за
рубежом знают об этом, - что эти пошлины будут дальше повышаться, и им выгоднее
стало переносить производство на нашу таможенную территорию: здесь, в
России
производить. Сейчас у нас объявили о начале работы на российском рынке по
сборке автомобилей 15 крупнейших мировых компаний. Но это не просто
автомобильная сборка. Хочу обратить на это и Ваше внимание, и внимание всех
других людей, которые интересуются этой проблематикой: Правительство
обуславливает в этих договорах определённые вещи. Какие? Они специалистами
называются локализацией либо уровнем локализации; другими словами это значит,
что по мере производства и сборки автотранспорта в
России
часть узлов, агрегатов, деталей должна производиться в самой
Российской Федерации,
на наших предприятиях. Как правило, в этих контрактах оговаривается, что это
должно быть не менее 50 процентов, с выходом на 50-процентный уровень к
определённому году. По факту, я думаю, что это будет больше 50 процентов,
поскольку экономика будет такой, что выгоднее будет производить в
России
до 70 процентов комплектующих, а это, согласитесь, уже очень серьёзно, потому
что это будет повышать и технологический уровень, культуру производства и так
далее. Это один путь развития автопрома.
Другой путь, по которому идут некоторые наши национальные
компании, - они приобретают лицензии на производство, и уже тогда центр
принятия решений, философия развития той или иной машины будет находиться в
России.
Если в первом случае производство - здесь, а политика развития, конечно же,
останется в иностранных государствах, в иностранных компаниях, то во втором
случае при приобретении лицензии на отдельные виды машин и производство здесь -
и политика развития здесь. Вот по этим двум путям мы и будем двигаться.
Рассчитываю, что мы через несколько лет выйдем на уровень примерно два миллиона
автомобилей в год. И это будет хороший показатель, который позволит обеспечить
все потребности нашего населения, растущие потребности населения.
Мои коллеги-журналисты намного опытнее меня. Они всё поняли ещё год назад,
поэтому на последней большой пресс-конференции, которая состоялась 1 февраля
2007 г., вообще вопросов про наш автопром не задавали. А вам всё понятно из
приведенных стенограмм насчёт того, какие приоритеты развития отрасли? Нужно ли
в
России
конструировать новые автомобили? И насчёт экспорта российской автомобильной
техники? Если ещё не поняли, то вот простой и доходчивый, "рабоче-крестьянский"
ответ, который дал наш источник на
АВТОВАЗе,
попросивший не называть своего имени:
"Россия
сегодня - не то место, где нормальные люди будут производить автомобили по
полному циклу. Сейчас здесь или качают сырье или "пилят" бюджет.
Производство - низшая ступень финансовой пирамиды. Как планктон в живой
природе. Кто из хищников опустится до этого, когда есть более эффективные
способы получения прибыли и сверхприбыли? Пока внешние условия в стране не
изменятся - ничего положительного в отечественном автопроме быть не может по
определению".
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Постскриптум
Я намеренно подробно не коснулся сегмента коммерческих автомобилей. На мой
взгляд, один из лучших обзоров, в котором затронуты все важнейшие проблемы
грузового сектора отечественного автопрома, опубликован в журнале "Коммерческий
транспорт" полгода назад (N5(49) за 2006 г., статья Алексея Самойлова
"Российский автопром: воспоминания о будущем"). К сожалению,
на сайте журнала
можно найти лишь краткий анонс, но мы постараемся получить право разместить
весь текст с необходимыми иллюстрациями в нашем
"Автокаталоге" www.autocatalogue.ru.
Если легковые автомобили больше волнуют каждого из нас в качестве нынешнего
или будущего владельца, то грузовые автомобили, как очень метко замечено
в ответе ФГУП "НАМИ",
- "это уже вопрос национальной безопасности". А мне очень не хочется обсуждать
этот вопрос публично.
|
|
|