|
Часть 5.
Перейти к начальной странице статьи
Нужно ли развивать отечественный автопром?
|
"Что
вы намерены предпринять, когда в
России,
Китае,
Индии
и
Южной Африке
резко возрастёт потребительский спрос? Вы, конечно, не считаете, что
Англия и Америка
в состоянии будут его удовлетворить? Вы, конечно, не рассматриваете Англию и
Америку лишь как гигантские фабрики, снабжающие своими товарами весь мир? Как
только вы поставите себе эти вопросы, вы сразу уясните, почему грядущие времена
станут свидетелем того, как всё большее число стран станет удовлетворять свои
потребности самостоятельно. И мы должны радоваться, что способствуем этому
процессу".
Генри Форд I, 1930 г. |
Итак, попробуем немного порассуждать об отечественном автопроме, не зная
точного определения что же такое сейчас этот самый
"отечественный автопром".
;)
Автомобильный рынок в
России
за последние годы рос рекордными темпами, спрос превысил предложение. В полной
мере в силу вступили экономические законы, и определяющим фактором сейчас
является налоговое и государственное регулирование. В настоящий момент уже
более уместен вопрос "Как нам развивать отечественный автопром", нежели нужно
ли его развивать. Если это выгодно - то обязательно найдутся такие люди и
компании, которые постараются извлечь из сложившейся ситуации прибыль. Но
методы могут быть разные! И доступ на этот выгодный рынок может регулироваться
по-разному.
Весьма поучительна история развития автопрома в таких странах, как
Япония,
Южная Корея,
Китай,
хотя нам есть чему поучиться и у многих других государств. Но по результатам
изучения зарубежного опыта следует внедрять только положительные идеи, и
учиться на чужих ошибках - это позволит выиграть время. Своих шишек мы и так
уже набили предостаточно.
Например, некоторые эксперты советуют обратить внимание на
Бразилию
и даже взять с неё пример. Похоже, наше правительство так уже поступает, иначе
как объяснить нынешний курс в автомобильной отрасли? Но что-то я не слышал,
чтобы
Бразилия
была законодателем автомобильной моды. Да, есть много похожего у
России
и
Бразилии,
например, количество населения, богатство природных ресурсов. Но если говорить
про автопром, то сегодня практически все автомобили в
Бразилии
производятся на филиалах крупнейших автомобильных корпораций
(General Motors,
Ford,
DaimlerChrysler,
Volkswagen
и др.), а сама страна является крупнейшим экспортёром автомобильной техники
(даже в
Россию
оттуда осуществляются поставки).
Хотим-то мы как лучше, а получится у нас как всегда, но, боюсь, не так, как в
Бразилии.
При строительстве нового автозавода в
России
инвестор получает политику наибольшего благоприятствования. А чтоб в таком
соглашении обязать производителя после начала работы предприятия значительную
часть продукции отправлять на экспорт? Я уверен, что такой контракт, особенно
со льготами и преференциями, тот же
ГАЗ,
"КАМАЗ"
или
АВТОВАЗ
с руками оторвали бы! А в журналистских кругах некоторые до сих пор гадают -
будут ли вообще экспортные поставки
Toyota Camry
с российского завода? Ведь обещать - это ещё не значит жениться.
Западным производителям незачем строить автозавод в
России,
который будет экспортировать автомобили, скажем, в Европу - там своих заводов
хватает. Попробуй закрой завод в какой-нибудь
Бельгии
- профсоюзы шум поднимают на весь Евросоюз и людей выводят на демонстрации.
А вот опыт трёх упомянутых выше азиатских стран очень даже поучителен. Главная
цель, которая была ими поставлена, - "экспортировать или умереть". Этому
старому английскому лозунгу издавна следуют все развитые страны. Но
Япония
и
Южная Корея
в полной мере добились реализации этого лозунга применительно к автомобильной
промышленности. Что ещё надо отметить, в реализации этих планов играли
первостепенную роль именно правительства. Результат такой государственной
политики
Японии
и
Южной Кореи
мы сегодня можем сполна увидеть на российских дорогах.
Китай
сейчас тоже идёт по подобному пути.
Мы в экономике уже потеряли 10 лет (в 1990-х гг.) и сейчас нам надо по
максимуму использовать положительный опыт. Во всех трёх азиатских странах
изначально были введены крайне жёсткие протекционистские меры в отношении
импорта автомобилей. Например, в
Японии,
о чём писал в своей книге "Автомобильные войны" Роберт Соубел ("Car Wars",
Robert Sobel, New York, 1984): "... в 1952 году министерство внешней
торговли и промышленности и другие правительственные органы решили принять меры
по защите национальной индустрии и в то же время оказывать крупным компаниям
поддержку в их усилиях по развитию экспорта. Были установлены высокие тарифы на
импорт автомобилей и деталей к ним. С помощью множества правил, инструкций и
бюрократической волокиты отбивали охоту строить в
Японии
заводы у американских и западноевропейских корпораций, продукция которых могла
конкурировать с нынешней или будущей продукцией японских фирм. Иностранным
корпорациям не позволяли даже создавать совместные с японскими компаниями
предприятия...".
Продолжение статьи
В следующей части статьи будет
продолжен анализ зарубежного опыта развития автомобильной индустрии.
|
|
|