|
Часть 8.
Перейти к начальной странице статьи
Нужно ли развивать отечественный автопром?
(Продолжение.
Перейти к началу главы)
К сожалению, сейчас в
России
уже невозможно в полной мере закрыть автомобильный рынок с использованием
таможенных преград. 25% пошлина - это копейки по сравнению с теми барьерами,
которые возводили азиатские страны. Важно ещё то, что в
Японии,
Южной Корее
и
Китае
в начальный период становления автоиндустрии был минимальный спрос на продукцию
отрасли или спроса вообще не было, и рынок создавался гармонично. У нас же всё
перевернуто с ног на голову - в советский период был дефицит, потом хлынул
поток подержанных иномарок при полном упадке местной промышленности (в период с
1993 по 1998 гг.
Россия
импортировала 2 426 тыс. легковых машин, из них только 293 тыс. были
новыми), потом грянул кризис. Когда всё начало налаживаться, выяснилось - нет
конкурентоспособных разработок и качественных компонентов, вот тогда
Правительство и стало под благовидным предлогом заботы о потребностях граждан,
вместо развития отечественных предприятий, поощрять инофирмы.
Интересно, кто пролоббировал принятие ныне действующего решения по локализации
производства? Получается, что 30-процентная локализация для некоторых инофирм
затянется аж на 6 лет. Да за это время или "ишак помрет, или падишах, или
Насреддин". Сравните опыт
Южной Кореи
- они за это же время не только планировали локализовать более 90%, но и
добились этого! Кстати, я не слышал, чтобы какой-либо чиновник, стоящий по
иерархии выше Министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, ему бы
возразил и потребовал ускорить локализацию. Как называется ситуация, когда
"верхи" не могут, а "низы" не хотят, мы все знаем. А вот как обозвать ситуацию,
когда "верхи" не хотят?
Ну ладно, пусть локализация 30%. Но почему наше правительство не установит
требования, чтобы в эти проценты входили конкретные узлы, например, двигатели и
трансмиссии, а не только лобовые стёкла, коврики, аккумуляторы, шины и
технические жидкости? А что насчёт электроники? Ах да, сложные автокомпоненты -
это уже превышение 30%, это в
Россию
передавать ну никак нельзя, тут ведь сразу тогда возникнет неуправляемая из-за
рубежа конкуренция... Такая вот "Локализация" - в основном на бумаге. Через 6
лет поглядим, что из этого всего выйдет.
Разумеется, если иностранная компания уже строит завод в
России
с объёмом производства, например, 20 тысяч автомобилей в год, то экономически
ей может быть нецелесообразно строить вместе со сборочным производством ещё и
завод по производству двигателей. Но тогда почему в нашей стране стимулируется
строительство большого количества именно таких маленьких "свечных" сборочных
заводиков? Не лучше ли было провести конкурс и вместо полутора десятков
иностранных автопроизводителей выбрать трёх-четырёх, но которые действительно
всерьёз заинтересованы в развитии у нас высокотехнологичного производства?
Времена конца 1990-х, когда
Ford Motor Company
планировала строительство завода во Всеволожске с объёмами выпуска 25 тысяч
автомобилей в год, ныне уже миновали: сегодня этот завод выпускает свыше 60
тысяч
"Фокусов"
в год, а очередь на машины не уменьшается. Почему бы для новых "игроков"
правительству не приподнять "вступительную планку" - как по объёмам
производства, так и по его составу?
В конце прошлого года опомнились и поспособствовали организации в
России
производства автокомпонентов... ведущими иностранными производителями. Видимо,
отечественных производителей компонентов списали, прикрывшись статистикой о
том, что "По оценке некоторых экспертов, из 2000 поставщиков компонентов,
работающих в
России,
менее 5% соответствуют международным стандартам качества", - это слова
временно исполняющего обязанности Министра промышленности и энергетики РФ
Андрея Реуса в докладе на Международном Автомобильном форуме (1 сентября 2006
г.), оригинал можно найти здесь
www.minprom.gov.ru/activity/auto/news/98.
Может быть за прошедшие почти полгода ситуация хотя бы немного поменялась?
Ничего подобного! 16 февраля текущего года Заместитель руководителя
департамента инвестиционной политики МЭРТ Дмитрий Левченков в интервью газете
"РБК daily"
подтвердил эти данные, только уже без ссылки на неких экспертов, оригинал
интервью можно найти здесь
www.rbcdaily.ru/2007/02/16/industry/265968.
Но вот что интересно. В ходе "Международного Автомеханического салона", который
проходил в Москве с 14 по 17 февраля, я поинтересовался у отечественных
производителей автокомпонентов - пытались ли они поставлять свою продукцию за
рубеж? Да, был ответ, и у некоторых есть богатый положительный опыт. Мне
рассказывали, что даже для заводов, производящих автомобили Mercedes-Benz,
осуществлялись поставки, и из
Германии
впоследствии не было ни одной рекламации на российскую продукцию. Значит можем,
если захотим? Только здесь действуют уже другие правила игры, а именно плохой
маркетинг отечественных товаров за рубежом. Вот здесь бы оказать поддержку
нашим производителям со стороны госчиновников, тогда и статистику в своих речах
они бы приводили совсем иную.
Тему автокомпонентов на нашем сайте обязательно будем освещать в дальнейшем.
Продолжение статьи
В следующей части статьи
начато обсуждение темы "Стоит ли в
России
конструировать новые автомобили?"
|
|
|