|
Часть 10.
Перейти к начальной странице статьи
Стоит ли в
России
конструировать новые автомобили?
(Продолжение.
Перейти к началу главы)
"Москвич" откровенно жаль. О мертвом или хорошо, или ничего. С импортным
двигателем, "Святогор" многим понравился и был доступен по цене, хотя дизайн
существенных изменений не претерпел. Но здесь причины кончины завода и марки
совсем другие - говорят, что был конфликт региональных властей с федеральными.
Увы, теперь уже поздно копаться в этом деле, тем более случай для нашего
автопрома не совсем типичный. Предприятие не было ни градообразующим, ни
имеющим какое-либо значимое место в оборонке, а с трудоустройством в столице
особых проблем нет. Сейчас главное - чтобы хоть что-то осталось от заводского
музея для потомков. За многолетнюю историю на Заводе КИМ/МЗМА/АЗЛК (как в
разные годы называлось это предприятие) были и весьма успешные модели, в том
числе на зарубежных рынках, и уникальные концептуальные разработки.
"Лучше Мерин впереди, чем Ода сзади" - так едко автомобилисты шутили
насчёт плохих тормозов последней собственной разработки "Иж-Авто". Эти машины
были самыми дешёвыми на рынке (если не принимать во внимание "Оку"). Но когда
цены из-за подорожания металла подняли, сработал тот самый лозунг
"экспортировать или умереть", и этот "шедевр" отечественного автопрома
(разработка ещё конца 1980-х гг.) скоропостижно сам умер, утянув за собой в
могилу одноплатформенную "Фабулу" (хотя лично мне дизайн ижевских универсалов
нравился). Их место на конвейере ныне заняли южнокорейские KIA.
УАЗ "Патриот" по-тихоньку продаётся, и у этой модели даже появились свои
почитатели. Но УАЗовские внедорожники, скорее всего, удержатся в производстве
достаточно долго благодаря заказам Министерства обороны - оно не даст санкцию
на прекращение выпуска такой продукции. А для "массового" спроса
"Северсталь-Авто" уже запустила в производство южнокорейский "Рекстон", и
вообще ставка сделана на иномарки. Между прочим, законсервированные новые
УАЗ-469, которые ещё в советские времена были запрятаны по многочисленным
сусекам армейских складов, до сих пор пользуются огромным спросом. Ведь могли
же делать практически вечные машины не для ширпотреба!
"Новая Волга" ГАЗ-3111 была не только широко разрекламирована. На всю страну
шёл обратный отсчёт времени - столько-то дней осталось до начала выпуска. В
2003 г. газета "Авто Ревю" подвела скорбный итог: "... на разработку и
подготовку к производству были потрачены немалые средства и силы, а машина "не
пошла": огромный разрыв между высокой розничной ценой и весьма умеренным
набором потребительских качеств не позволил выйти на рентабельный уровень
производства. Проще говоря, за такие деньги "одиннадцатую" Волгу никто покупать
не хотел".
Пожалуй, наиболее хорошая судьба сложилась у АВТОВАЗовских моделей. Не имея
денег для организации производства новой "Нивы", завод договорился с концерном
General Motors о создании совместного предприятия. Вклад российской стороны -
новая модель автомобиля. Но без издержек не обошлось - к СП отошла и торговая
марка. Американцы даже требовали от завода прекратить выпуск старой "Нивы".
Некоторые уже стали забывать, что бренд "Нива" когда-то был исконно российским
(а когда-то ещё и советским) и этот бренд был очень популярен даже во
Франции.
Хотя я, вообще-то, по-прежнему ВАЗ-2121 называю "Нивой", несмотря на то что
АВТОВАЗ
даже по случаю 30-летия этой модели (отмечается, кстати, в этом году) вынужден
"выкручиваться" названием LADA 4х4.
ВАЗ-2123, которую американцы позже переименовали в Chevrolet Niva, поначалу
пользовалась очень хорошим спросом, и на неё даже возникла очередь. А в 2006 г.
попытки руководства
АВТОВАЗа
предложить СП выпускать не менее 100 тысяч автомобилей натолкнулись на какие-то
преграды, хотя мощности для выпуска есть. Так
СП "GM-AVTOVAZ"
ещё умудрилось в прошлом году снизить производство по сравнению с 2005 г. Как
отмечает наш источник на
АВТОВАЗе,
"сотрудники СП за 5 лет ни одной технической проблемы экономически
оправданными методами самостоятельно не решили (в рамках ВАЗ-2123). Все работы
заказывают на
ВАЗе.
После них даже за
ВАЗ
гордиться начинаешь". Про
Chevrolet Viva
в этом случае даже разговор не уместен - наверное, американцы осознанно
отправили переименованную старую
"Астру"
заканчивать свои последние дни в
России.
С "Калиной" вроде бы всё в порядке. Выпуск наращивается, спрос на эти машины
пока есть. Выводы делать ещё рано - слишком мало времени прошло с момента
начала производства. Но есть и перспективы, так как "Калина" - это целое
семейство автомобилей, и завод постоянно показывает новые модификации. Главное
- это чтобы качество было на соответствующем уровне. Правда, мне лично дизайн
"Калины" не нравится, но ведь это дело вкуса, не так ли? А если кому-то что-то
в личном автомобиле не нравится, тот может и в тюнинговое ателье обратиться,
были бы желание и деньги.
Но это все уже пройденные этапы. Нас ведь в не меньшей степени волнует, а что
будет дальше? Вдумайтесь, как цинично заявляют некоторые наши
высокопоставленные чиновники: "... вступление в ВТО будет болезненно для
российских предприятий, при этом самостоятельно создавать современные модели
наши производители не смогут, так как у них нет миллиардов долларов для
собственных разработок".
Продолжение статьи
В следующей части статьи - ответы
российских автопроизводителей на вопрос "Стоит ли в
России
конструировать новые автомобили или нам ничего не остаётся, как ездить на
автомобилях, разработанных за рубежом?"
|
|
|